Как с помощью рисунков узнать, что волнует вашего ребенка

Фото автора: Людмила Васильченко
Автор статьи:

Людмила Васильченко

Содержание статьи:

Далеко не все взрослые могут внятно объяснить, что они чувствуют, что уж говорить о детях! Как, например, выяснить, что беспокоит вашего трехлетку? Если говорить о проблеме малыш отказывается, можно попросить его об этом… порисовать. Что могут рассказать детские рисунки? Объясняем с экспертами.

06 февраля
8268 просмотров
Фото к статье: Как с помощью рисунков узнать, что волнует вашего ребенка

Как это работает?

В психологии есть целый раздел рисуночных тестов — проективные методики. «Это способы диагностики психологического состояния пациента. К ним относятся различные рисуночные тесты, интерпретация пациентом специальных изображений. Их нередко используют в своей работе психологи, психотерапевты и психиатры», — говорит Кристина Вирт, врач-психиатр, психотерапевт Клиники МЕДСИ на Ленинском проспекте.

Почему рисуночные тесты эффективны в работе с детьми? «Рисование является одним из основных и любимых видов деятельности детей дошкольного и школьного возрастов, они с удовольствием включаются в работу, — объясняет Кристина Вирт. — Чем младше ребенок, тем сложнее ему сформулировать свои переживания в словах. Однако они могут отразиться в его игре и рисунках. Более того, рисуя и проигрывая ситуации из жизни, ребенок как бы вытаскивает наружу то, что у него в подсознании. Это позволяет ему проживать сложные для себя ситуации».

В арсенале профессиональных психологов есть несколько упражнений, которые помогают уточнить состояние ребенка. В домашних условиях их иногда тоже можно использовать.

Какие бывают рисуночные тесты

Один из основных рисуночных тестов — «Рисунок человека». «Благодаря ему у детей младшего дошкольного возраста можно оценить уровень интеллектуального развития. В младшем школьном возрасте по рисунку человека можно определить актуальное психологическое состояние, черты характера ребенка. О многом могут рассказать нажим на карандаш, штриховка, прерывистость линий, детали картинки», — отмечает Кристина Вирт.

Как интерпретировать «картину»? До определенного возраста дети рисуют у людей только голову и ноги (так называемый «головоног»). Со временем появляются руки, туловище, части лица. «С возрастом конечности соединяются с телом плавно, а не «присоединяются» к туловищу. У детей школьного возраста прерывистые линии, штриховка, малые размеры рисунка могут свидетельствовать о тревоге, астении, — добавляет Кристина Вирт. — Украшения в одежде, красивые ресницы, аксессуары говорят о желании внимания. В рисунке человека могут проявиться черты агрессии в виде изображения оружия, агрессивных аксессуаров в одежде».

«Рисунок семьи» позволяет оценить внутрисемейные отношения. По расположению членов семьи на листе можно судить об эмоциональной близости их друг другу, по мнению ребенка. «По деталям рисунка каждого из родных делают вывод об их взаимодействии с обследуемым, о том, как обследуемый их воспринимает. Отсутствие кого-то на рисунке или изображение со спины говорит о конфликте ребенка с этим человеком. Тщательная прорисовка одного из членов семьи свидетельствует о близких или наоборот, конфликтных, отношениях с ним», — отмечает Кристина Вирт.

Если малыш отказывается рисовать свою семью, можно предложить ему тест «Семья животных». Так он выразит модель семейных отношений, которая ему близка.

Еще один популярный тест — рисунок «Несуществующее животное». Он позволяет определить уровень воображения ребенка, степень тревоги, агрессии, другие черты характера. «Несуществующее животное» с чертами агрессии (большие зубы, когти, рога по всему телу, злое выражение лица, наличие оружия) говорит об агрессии у ребенка. Штиховка и прерывистые линии наводят на мысль о тревожности. «Украшательство» животного возможно при потребности во внимании, — говорит Кристина Вирт. — Для уточнения полученной информации предложите нарисовать злое животное, несчастное животное, счастливое животное».

Не ставьте диагнозы ребенку после анализа его рисунков — проективные методики помогают только построить гипотезу о его состоянии. Важно анализировать поведение малыша или школьника, его отношения в семье и со сверстниками. «Данные методики являются лишь дополнительным способом обследования ребенка. Их результаты требуют проверки. Поэтому, если поведение ребенка не менялось, рисунки могут «помочь» обнаружить то, чего на самом деле нет. В конце концов, рисовать можно что угодно», — предупреждает Кристина Вирт.

Но если вы заметили, что ребенок стал подавленным, агрессивным, плаксивым, рисуночные тесты могут подсказать вам, где искать причину этого. Возможно, он переживает из-за конфликта в саду или реагирует на родительские ссоры. В случае серьезных изменений в поведении малыша стоит обратиться к специалисту.

Темы публикации

Комментарии0
По дате
#

Смотрите также:

152px 152px
Живи Медиа Россия, Москва, Новорязанская ул. дом 18, стр. 11, пом. 01 +7(495)650-53-14