Зачем нужен гуру и как его найти?

Фото автора: Ирина Инчина
Автор статьи:

Ирина Инчина

Содержание статьи:

Кто такой йога-гуру? Где его найти? И нужен ли он вообще? Эти вопросы я задала йогам клуба «ЖИВИ!», и оказалось, что их мнения сильно расходятся.

18 апреля
226 просмотров
Фото к статье: Зачем нужен гуру и как его найти?

Когда-то давно своим гуру я считала друга, который раньше меня начал заниматься йогой и интересоваться индуизмом. Я принимала все его рассказы за чистую монету, пока не познакомилась с его гуру. Этот человек объяснил мне все иначе, открыв йогу совершенно с другой стороны. Через некоторое время я прочитала книгу «Автобиография йога» Парамахансы Йогананды и, обнаружив в ней ответы на многие беспокоившие меня вопросы, приняла решение считать своим гуру ее автора. Но и тут не срослось: в этой же книге было сказано, что, например, знания о крийя-йоге, которая меня интересовала, передаются только при непосредственном контакте ученика и учителя. Поэтому я решила разобраться, кто же такой гуру, как его искать и действительно ли он нужен.

Слово «гуру» плотно вошло в обиход. Обычно так называют очень хорошего специалиста в какой-либо области или просто любого учителя. В переводе с санскрита «гуру» значит «важный», «достойный», «великий», «мастер». В индуизме и буддизме гуру — это не просто любой учитель, а именно духовный наставник.

Первыми гуру в Индии были мудрецы-отшельники, передававшие знания и опыт новому поколению в то время, когда не было ни учебников, ни методик, и все обучение проходило на интуитивном уровне. Важную роль играли жесты, взгляды и душевная близость ученика и учителя. Считалось, что гуру мог изменить карму ученика, а ученик — вызвать образ умершего гуру, чтобы обратиться к нему за помощью. Согласно Ведам, только гуру может привести к пробуждению, и этим он отличается от учителя: приходя с вопросом к учителю, человек находит ответ, а приходя с вопросом к гуру, человек обретает просветление.

Я расспросила инструкторов «ЖИВИ!» о том, есть ли у них гуру.

Юлия Зайченкова нашла своего гуру, увидев его на фотографии. В доме одного из ее учителей Юле попался на глаза портрет индийского мастера Рамана Махарши, жившего в первой половине XX века, и в тот момент она настолько расчувствовалась, что даже не смогла сдержать слез. Сейчас она считает своим гуру нашего современника, учителя Карла Ренца, которого называют аватаром Рамана Махарши, и всегда старается встретиться с ним при первой же возможности.

Рави Кумар рассказал мне, что его гуру — Ширди Саи Баб — жил более ста лет назад, и он общается с ним с помощью медитаций. «Я делюсь с гуру, как с близким человеком, всем, что у меня происходит, — говорит Рави, — задаю беспокоящие меня вопросы, прошу о помощи. Во всем, что происходит потом в моей жизни, я нахожу его ответы». Рави сам выбрал своего гуру, когда учился в десятом классе: часто ходил в его храм, читал о нем и в какой-то момент решил, что будет прислушиваться именно к нему.

А вот Инна Видгоф пока не ощущала потребности в том, чтобы обрести своего гуру. «Мне посчастливилось встретить множество людей, которые заряжали меня своей энергией, стимулировали развитие, советом или примером помогли принять нужное решение, пойти в правильном направлении, — говорит Инна. — Но гуру у меня нет, и пока что я его не ищу. Сейчас мой главный учитель — полуторагодовалая дочка. Общаясь с ней, я очень много нового узнаю о себе, меняюсь, становлюсь более чуткой».

Нет гуру в классическом его понимании и у Алены Мордовиной. «Все, с кем я взаимодействую, чему-то учат меня, — говорит Алена. — Я придерживаюсь тезиса “Никто мне не друг, никто мне не враг, а каждый мне учитель, и все, что происходит в моей жизни, учит меня чему-то”. Я много училась у разных мастеров, каждый из них что-то дал мне, но ни один не дал ответы на все вопросы. Целостную картину мира я собрала из частиц того, что мне дали они все».

А в кундалини-йоге, по словам Алексея Меркулова, гуру вообще трансцендентен. «Он повсюду, — говорит Алексей, — и он не может быть персонализирован. Он в каждом вдохе и выдохе, он и есть дыхание. Учит людей учитель, а не гуру. То есть я, например, не гуру. Учитель дает ученику невыполнимые задания, провоцирующие его развитие».

Многие ищут своего гуру, посещая семинары и ретриты учителей различных восточных школ, которые сейчас часто приезжают в Россию. Прошлым летом у меня был опыт общения с тибетским учителем Гарченом Ринпоче, который проводил в Подмосковье четырехдневный ретрит. Обстановка была потрясающая, все дни я чувствовала покой и приятное расслабление. Но было сложно не заметить, что многие люди участвовали в ретрите, потому что «так надо», и не вкладывали в это всю душу. Вот небольшой эпизод. Учитель настоятельно рекомендовал всем исключительно вегетарианское питание во время ретрита и даже просил отказаться от лука и чеснока. Одна из девушек за ужином предлагала отварить сосиски, а потом на посвящении стояла в первых рядах. Конечно, мелочь, но ведь из них все и складывается.

На ретрите происходило так называемое посвящение: учитель объяснял медитации, затем проводил их и благословлял учеников. Когда народ выстроился в очередь за благословением, я поняла, что не хочу подходить. Меня мучили сомнения. Вот получу я что-то — и куда я это направлю? Как должна измениться моя жизнь после этого? Накладываю ли я на себя какие-то обязательства? «Не уверена — не вписывайся», — сказала я себе, и даже уговоры подруги на меня не подействовали.

Но на другой день во время другого посвящения мне вдруг захотелось подойти к нему, и я решилась. Практика была посвящена состраданию, и когда после медитации я подошла к учителю, именно в этот момент чувства, которые я начала испытывать во время медитации, накрыли меня огромной волной. Это было сильно и поразительно.

Несмотря на этот эпизод, я не почувствовала, что тибетский мастер стал моим гуру. Наверное, для этого должна установиться более серьезная духовная связь. Кроме того, Юлия Зайченкова советует не торопиться с выбором гуру. «Будьте осторожны и опасайтесь мнимых учителей, — говорит она. — Стоит собрать информацию о том, чем живет, как живет этот человек, не должно быть и доли сомнения в его благочестии. У истинного Гуру отсутствует эгоизм. Если он, например, бросил семью, стоит задуматься о его порядочности — ведь он не выполнил свой долг. Настоящий гуру не привязан ни к чему, он ничем не обременен, его невозможно зацепить, спровоцировать на что-либо».

Но главный вопрос — нужно ли это вообще?

Рави Кумар Довлуру: «Если даже вы занимаетесь только телесной практикой йоги, вам нужен гуру, чтобы достичь целей, которые вы перед собой ставите».

Инна Видгоф: «Самое главное в йоге — это развитие, духовный рост. Если вы чувствуете это развитие без всяких посвящений, то гуру вам и не нужен, а если никакого роста нет, то гуру вряд ли поможет».

Юлия Зайченкова: «Обязательно должен быть человек, который доказывает вам правильность выбранного пути. Гуру отличается от учителя тем, что он не дает практик, заданий, но благодаря его милости человек начинает понимать, куда и зачем он идет. Достаточно одного его взгляда и присутствия, чтобы человек вспомнил свою природу и почувствовал просветление».

Алена Мордовина: «Наше духовное развитие зависит от того, как мы реагируем на все, что с нами происходит. Кому-то в процессе такого развития нужен гуру, кому-то — нет. Если у вас есть гуру — хорошо, если нет — вы не готовы к этому или он и вовсе не нужен. И не надо расстраиваться и переживать по этому поводу».

А что думаете вы? Обязательно ли каждому йогу нужен свой гуру?

Комментарии10

По дате

Главный критерий для гуру – это быть пробуждённым, просветлённым. Для ищущих истину, гуру является дверью в своё собственное высшее Я. Рави Кумар сказал мне, что Иисус Христос может быть гуру.

Если только одно писание, Ирина, то вряд-ли. Хотя конечно, такие книги, как “Библия” или “Евангелие”, например, при всей своей кажущейся простоте, просто поражают глубинным смыслом. Вот например: “Возлюби ближнего своего, как самого себя” было для меня самым трудным в понимании и только через много лет раздумий и практического опыта я поняла что это означает. Но мир очень разнообразен, ещё раз поддерживаю Алексея Меркулова, а потому писаний должно быть множество. Вот получается Ирина, Вы и открыли мне глаза, так как я не просто книгочей, а даже книгожор, то именно поэтому я и не нуждаюсь в гуру-человеке, так как гуру-писаний вокруг меня великое множество. Спасибо Вам за науку!

#

Darya

9 г

интересно, можно ли выбрать в качестве гуру какую-нибудь историческую личность?

Юлия, а как Вы относитесь к “книжным” гуру? Могут ли писания быть учителем?

terpnev, на ретрите, Гарчен Ринпоче, давал комментарии на Молитву Самантабхадры, которая содержит в себе учение о высшем воззрении. Так же проходили посвящения Белой Тары и посвящение Белого Дзамбалы, который устраняет причины нищеты и войн, приносит удачу и благополучие. И еще одно чувство, которое испытываешь и понимаешь было – сострадание. Дело в том, что Гарчен Ринпоче, очень позитивный и добрый человек, и он так любит людей, что несмотря на болезни, продолжает учить. Он просто не может иначе. Я увидела, как он сопереживает, как он чувствует других и никакая усталость не помеха. Сострадание появилось внутри меня. И к учителю и к людям.

#

Aloia

9 г

По-моему просто нужно найти своего человека. Пару раз ходила к тренеру, которая очень все ясно и четко излагала, поток информации через неё шел конкретный, да и сама дама интересная. Но это было территориально совсем неудобно, а тратить +3 часа на дорогу пусть и к хорошей тренировке – это выше моих сил. В фитнес клубе куда хожу таких подходящих мне ёгов не попадалось – все на уровне фитнеса или человек не мой.

Ирина, а можно пару слов о ретрите – про практику сострадания. Если конечно это не личное…

В наших сосисках мяса не найдешь. Если девушка предлагала их отварить, значит она точно убежденная вегетарианка! ;))))))

#

Vei

9 г

Я тоже согласна с Аленой Мордовиной, что учится можно у любого человека, любой ситуации, но при этом считаю, что некоторые навыки можно получить только у учителя (любо на понимание какого-то вопроса могут уйти долги годы, а может и не одна жизнь…).

Нет, гуру у меня нет и потребности в нём я не ощущаю. Очень понравилась поговорка Алёны Мордовиной, так жить и стараюсь. И подход Алексея Меркулова мне понятен. Весь мир и есть-сплошная школа жизни, он так многообразен, что вряд-ли один человек сможет дать ответы на все твои вопросы, да и стоит ли загружать своими проблемами кого-то одного? Ведь у каждого человека есть ещё и своя жизнь, в которой он должен во многом разбираться, так стоит-ли ещё перевешивать на него груз своих проблем? Спасибо за статью!

#

Смотрите также:

152px 152px
Живи Медиа Россия, Москва, Новорязанская ул. дом 18, стр. 11, пом. 01 +7(495)650-53-14