Содержание статьи:
Этот пост посвящается всем, кто планирует приобрести новый велосипед. Я нашел независимых мастеров, которые растолковали, как выбрать лучший велосипед, не переплатить и какие байки подходят разным людям.
![Как выбирать велосипед Фото к статье: Как выбирать велосипед](https://storage.jv.ru/58/blog_issue_87724_1301414651_resized.jpg)
![](https://storage.jv.ru/b6/blog_entry_87730_1301414753.jpg)
В моем субъективном рейтинге достижений инженерной мысли велосипед занимает второе место — сразу после колеса. Я это понял три года назад, когда после 20-летнего перерыва сел на вел и за пару весенних недель не спеша объехал пол-Крыма. И потом, когда полтора года жил в американской глуши, где не было ни автобусов, ни такси. И теперь, на родине, моя любовь к велотранспорту крепнет с каждым днем езды с хорошей скоростью вдоль плотных пробок. Судите сами: дорога от работы до дома на метро занимает полчаса, на машине — от четверти часа до бесконечности, на велосипеде — стабильно 17 минут.
Если вы, как и я, в этом году планируете приобрести велосипед, делюсь стратегией, которую мне растолковали свободные, не ангажированные коварным производителем знатоки байков.
Цель
Первое, что нужно понимать про себя и свое будущее приобретение, — зачем оно вам надо. По назначению велосипеды делятся так.
BMX (Bicycle motocross) — с виду детские, при этом особо прочные маневренные байки. Их разработали в 1970-х годах в Америке специально для подростков, чтобы делать акробатические трюки и кататься по городу (стрит) и трассам (дерт). Если вы не планируете выделываться перед пацанами, смело проходите к следующей витрине.
Горные (MTB, mountain bike) — самая обширная категория, в которой есть модели для любого катания по бездорожью: даунхилл — скоростной спуск по склонам (модели с двумя подвесками); триал — гонки с препятствиями (особо прочные и легкие модели); фрирайд — спуск по бездорожью (двухподвесные модели с большим ходом вилки); кросс-кантри — скоростная езда по пересеченной местности (легкие рамы, хорошая амортизация); наконец, модели All mountain — подходят и для кросс-кантри, и для фрирайда.
Все это профессиональные модели, которые предполагают не столько активный отдых, сколько экстремальный спорт. И по функционалу, и по ценам — хорошие специализированные велосипеды начинаются от 30 тыс. руб. Дешевые их варианты покупать бессмысленно: в экстремальных условиях на них рассчитывать нельзя, а в городе больше подойдет качественный дорожный велосипед за те же деньги.
Гибриды — это более гуманные, в смысле заточенные под обычного человека, модели. На них можно кататься и по городу, и по легкому бездорожью.
Дорожные велосипеды — название говорит само за себя. Это шоссейники, городские, круизеры и чопперы.
Шоссейные велосипеды (большие колеса, изогнутый руль, тонкие шины-трубки) предназначены для максимально быстрой езды по ровным дорогам. Вполне подходят для города, однако если вы любите запрыгивать на бордюры или вы не фанат катания согнувшись в три погибели, то поищите что-нибудь попроще.
Например, туристический велосипед — туринг — с большими колесами, крепкой рамой и багажником, предназначенный для загородных поездок по несложным трассам.
Городские велосипеды (удлиненные крылья, широкое мягкое седло, багажник, большие колеса) — самые удобные и недорогие велосипеды.
Круизеры — классические, часто винтажные велосипеды с плавными очертаниями. Эти байки для приятного катания по паркам и бульварам часто украшают различными орнаментами или красят в необычные цвета.
Наконец, растабайки, или чопперы — самые пижонские велосипеды для неспешных прогулок по городу. На них не принято, да и невозможно развивать большую скорость. Ручная работа, вычурные формы, спинки, подлокотники, стереосистемы, зеркала, переливающиеся спицы — все в этих велосипедах создано для того, чтобы прохожие сворачивали шеи, а друзья завидовали. Кстати, чопперы редко найдешь в обычных веломагазинах — их покупают с рук у самих создателей.
Выбирая из всего вышеописанного, главное — быть предельно честным с самим собой, чтобы не переплатить за ненужные функции. Сергей Курлович, велосипедист с 12-летним стажем: «Есть принцип отрицательного отбора — понимать, что вам не нужно. Половине людей, мечтающих о горном велике, на самом деле нужен городской. На городских, кстати, катается вся Европа и Америка. Современный горный велосипед нужен именно в специальных сложных условиях. Для города больше подойдет дорожный вел — он и комфортнее, и проще, и дешевле. А MTB в городе чаще нужен для понта, мол, вот у меня горный велосипед, я крут. За это многие и переплачивают втрое».
Цена и бренд
Первое, с чем предлагают определиться интернет-магазины при выборе велосипеда, — это бренд. Это и первая глупость, которую мы можем совершить. Борис Гирс, велосипедист и веломастер с 15-летним стажем: «По сути, велы разных брендов отличаются только рамой. Все остальное — обода и камеры, вилки, переключалки и прочее навесное оборудование — делают другие, и этих других можно перечесть по пальцам. Так вот, гораздо важнее качество навесного оборудования и состав рамы, чем название на раме. Во многом выбор бренда зависит от ваших представлений о прекрасном и желания потратиться, а вовсе не от качества велосипеда».
«С марками сейчас ситуация хитрая, — подтвердил мне его слова Сережа Курлович. — Для человека, который будет иногда гонять по Сокольникам и пару раз скатается в Крым, разницы в диапазоне 18–30 тыс. руб. и 8–10 основных брендов вообще нет. Покупая велосипеды Trek, Cannondale, Gary Fisher, GT и некоторые другие, ты явно переплатишь за марку, если он стоит меньше 40 тыс. руб. Да, в профессиональном классе действительно нет ничего лучше этих фирм. И там ты платишь бешеные деньги за уникальное качество. А покупая модели среднего класса от крутых производителей, ты покупаешь больше название и покрываешь расходы компании на маркетинг».
В категории 16–30 тыс. руб. у средних производителей навесное оборудование будет лучше за те же деньги. Просто потому, что их название на раме стоит дешевле. Менее раскрученные бренды — это, например, Merida, Giant, Atom, Norco.
По данным опроса на сайте популярного велосипедного интернет-магазина, самые ходовые марки — Merida (21% продаж), Stels (15%), Cube (14%), Trek (6%), Giant (5%) и Haro (4%). При этом популярный — не значит хороший. Например, тот же Stels профессионалы оценивают гораздо ниже, чем Merida, хотя в рейтинге популярности они стоят рядом.
Кстати, не стоит питать иллюзий и по поводу страны-производителя. Все, что стоит дешевле 30–40 тыс. руб., сделано в Китае или Тайване.
Цена и качество
Здесь встает резонный вопрос: если качество велосипеда в большой степени зависит от навесного оборудования, то каким оно должно быть? Как разобраться в этих манетках, переключалках, вилках-втулках и еще дюжине комплектующих?
Это гораздо проще, чем может показаться. Ориентируемся на переключатели скоростей: чем выше их класс, тем лучше вся прочая «навесуха». В таблице в порядке возрастания качества перечислены классы переключателей двух фирм, которые встречаются на российском рынке: Shimano и SRAM.
Производитель Shimano | Производитель SRAM |
Tourney (самый простой) | TRXX (самый простой) |
Acera или Altus | 3.0 MRX |
Alivio | X.4 |
Deore | X.5 |
Deore SLX | X.7 |
Deore XT | X.9 |
XTR (лучший в линейке) | X.0 (лучший в линейке) |
Разница в том, что переключатель XT и через восемь лет будет как новый, а Acera, возможно, придется менять уже через пару сезонов. Если вы активно катаетесь восемь месяцев в году, берите велосипед с задним переключателем уровня LX или выше, если только летом и только на выходных — хватит и Alivio.
Что же касается рамы, то нам, непрофессионалам, достаточно ориентироваться на ее вес и не разбираться со сплавами. «Разница в весе велосипедов за 22 тыс. руб. и, например, 37 тыс. — всего-то 1,5–2 кг, — объяснил мне Сережа Курлович. — То есть велосипед за 22 тыс. руб. — это около 14 кг, а за 37 тыс. руб. — может быть 12,5 кг. И дальше цена растет по экспоненте: горный вел 11 кг будет стоить в районе 45 тыс., 10 кг — 65 тыс., а 9 кг — под 100 тыс. руб.».
Вырисовывается следующая формула выбора велосипеда для любителей: определить тип велосипеда; определиться с бюджетом — 20 тыс. руб. более чем достаточно даже для продвинутого любителя; найти достаточно легкую (около 14 кг) модель с навесным оборудованием уровня LX и, не обращая особого внимания на крутизну марки, кататься на ней долго и счастливо.
Если вы не готовы заплатить такие деньги, обратите внимание на городские и туристические велосипеды — они априори дешевле горных. Если вы готовы потратить больше 20 тыс. руб., но меньше 37–40 тыс. руб., будьте благоразумны, не выбрасывайте деньги на ветер. Если вы позарез нуждаетесь в профессиональном горном велосипеде и можете себе его позволить, что ж, не забудьте прикупить мощную мопедную цепь (велосипедные перерезаются чуть ли не садовыми ножницами).
Велосипеды и их люди
Темы публикации
![](https://www.jv.ru/images/logo.png)
Видео по теме
Статьи по теме
Карен Шаинян
Тут есть несколько соображений.
Если безопасность ему не важна, можете передать ему, что такой признанный мастер как Марк Вебб катается с тормозами. И не только он.
А на всяческих авторитетных BMX сайтах умные люди советуют думать своей головой.
Конечно, есть понт в том, чтобы делать что-то поопаснее. Но ведь куда больший понт есть в том, чтобы не обращать внимание на то, что делают и говорят другие, думать своей головой и не оглядываться. Вот это достойно уважения. Так или иначе, уважение друзей зависит от того, как ты катаешься и что умеешь, а не от комплектации вела или отсутствием тормозов.
Карен Шаинян
да, вы поступили мудро, купив недорогой вел для первого раза. Я совершил глупость: приобрел в первый раз новый недешевый GT и убил его за одно лето. Зато второй вел служит мне уже четвертый год безотказно, только шины тоже прокалываются по несколько раз в год.
Что же до гари и смога, в прошлом велосипедном сезоне мы делали обзор респираторов для катания по городу на роликах и велах. Вот он: http://www.jv.ru/blog/entry/15624
В итоге прошлым летом оказалась реально незаменимая вещь.
Нора
Спасибо за советы… тормозим мы кедами о колесо… я, конечно на себе опробовала.. если едешь не быстро, то нормально… пока он катался по ближайшему к дому парку и там отрабатывал бани-хоп, я мирилась с ситуацией, а в конце лета начал ездить на рампу да и по городу с друзьями… но как донести до подростка что безопасность выше понтов??? может ссылочку на какой-нибудь авторитетный Бэмерский сайт дадите… мамы же редко могут быть авторитетом…
BoriSKA
ООО, жду не дождусь когда же расстает снег и можно будет катать))) У меня miss Stels покупала у барыги, сломала в первый же день, неудачно упав на переклюк (кажется это так называется), потом когда толком научилась проблемы возникали лишь дважды, первый раз связан с особым утройством наших узких пригородных дорог: асфальта там нет, вместо него бетонные плиты с острыми краями в результате пробито колесо в двух местах и все тело в ссадинах; а второй с непонятно откуда берущимися осколками бутылок на набержной (толи из машин на ходу выкидывают, толи отдыхающие оставляют и их ветром разюивает, толи что для меня вообще не понятно люди их нарочно разбивают, наверно это весело), и снова прокол, слава богу без травм. Жалко город у нас совершенно не приспособлен для езды на велосипеде((( Большая часть пути проходит под дымом из труб многочисленных заводов, о велосипедных дорожках и особом отношении наших водителей к людям на двух колесах, я уж не говорю.
Но несмотря ни на что очень жду начала комфорного для поездок сезона.
Прежде чем покупать, исползали всякие тематические сайты, советовались со знакомыми, но в итоге все равно взяли то, что подходило по цене (вышло где-то в пределах 7 тыс.) и исходя из рекомендаций продавца.
Борис Гирс
То есть, конечно, налокотники, а не подлокотники)))
Карен Шаинян
мне кажется, сын про вес тормозов лукавит, потому что они считай ничего не весят по отношению к остальному велосипеду. Конечно же, дело исключительно в крутизне.
Но вообще-то без тормозов – это как без страховкив цирке – круто, но слишком небезопасно.
Борис Гирс
Да, эту моду ввел один райдер, который катал стрит и флэт. Он первый отказался от передних и задних тормозов. После него очень многие стали использовать такую технику катания. Они просто тормозят кедами или ногами об асфальт и колесо.
На вашем месте я бы объяснил сыну, что один задний тормоз нужно поставить обязательно. Совсем без тормозов могут кататься только профессионалы.
И уж точно ему нужна защита. Как минимум шлем. Есть три типа шлемов: для кросс-кантри (выглядит как кепка и стоят от 1000 р), для дерта – котелок (похож на каску или шлем для катания на сноуборде), и самый надежный шлем «фулфейс» – типа мотоциклетного, который закрывает все лицо. Последний нужен для серьезных трюков вроде бэкфлипа или фронтфлипа (сальто назад и вперед), и стоит под 6-7 тыс. руб. Но на него стоит разориться.
Если парень катается в рампе – помимо шлема-фулфейс понадобится защита на колени. Если он катает дерет, также нужны подлокотники.
Нора
О Бэмах мне как маме говорить бывает страшно… потому что ребенок снял с него ВСЕ тормоза… т.к. для выполнения трюков они, по его мнению, не нужны, а веса велику добавляют… остается одно спасение шлем… вот было бы интересно узнать исходя из каких критериев защиту выбирать…
Карен Шаинян
Korkin, на фотографии – GT Performer из прошлогодней коллекции. А что необычного в нижней трубе у него? Она перекрыта впереди стоящим женским Author Seance.
Что касается дорогой навески, я с тобой не совсем солгасен. Совсем начинающим, которые даже не уверены, будут ли кататься, нужны самые дешевые варианты, это правда. А вообще хорошие переключатели, тормоза и втулки нужны всем, кто много катается, даже по городу. Они просто дольше прослужат.
На чем катаешься ты?
korkin
какая интересная форма нижней трубы у бмх на фото, ни разу не видал)).
вообще хотелось бы всем желающим обзавестись 2мя колёсами дать совет: не гонитесь за брендами и дорогими обвесками и ценниками за комплит. покупать карбоновую раму, дорогую гидравлику, последние крутые навороты и кататься в бору и тп в безсоревновательном режиме и не предъявляя к байку “экстремальных” нагрузок – глупо. самый универсальный велик для начинающих, на мой взгляд,- КК-хардтейл в пределах 10-15т.р., и по лесу прокатит и на шоссе не подведёт. за один сезон вы сделаете для себя все выводы по замене комплектующих. опять же не так жалко будет закинуть его где-то в сарае или гараже, если вдруг поймёте, что это не ваше.