8 неочевидных причин депрессии

Фото автора: Людмила Васильченко
Автор статьи:

Людмила Васильченко

Содержание статьи:

Долгое время главной причиной депрессии считались сбои в выработке серотонина и других «гормонов радости». Однако современные исследователи уверены: дело не только в этом, но и в утраченных социальных связях.

09 июля
1921 просмотров
Фото к статье: 8 неочевидных причин депрессии

Депрессия заметно снижает качество жизни. И хотя ее проявления человечеству известны довольно давно, точные причины заболевания все еще остаются для врачей загадкой. Одно из базовых объяснений — нарушение химического состава мозга. Однако, как показывают новейшие исследования, это не единственная причина депрессии. Изучением этого вопроса занялся Харри Йоханн, автор бестселлера «Пункт назначения: счастье». Вместе с психологами и врачами он выявил другие факторы, провоцирующих развитие депрессии. «Силы, которые вызывают у некоторых из нас депрессию и сильное беспокойство, в то же время делают несчастными еще больше здоровых людей, — пишет Харри Йоханн. — Получается, существует связь между несчастьем и депрессией. И все же они отличаются. Первичная причина усиления депрессии и тревоги не в нашей голове. Как я выяснил, она главным образом порождается внешним миром и тем, как мы в нем живем. Я узнал, что есть по крайней мере девять доказанных причин депрессии и тревоги (хотя никто не сводил их вместе раньше). Многие из них возникают рядом с нами, заставляя чувствовать себя радикально хуже. Все они являются формами разобщенности. Все они являются способами, при помощи которых нас отрезали от чего-то ужасно необходимого, потерянного нами на жизненном пути».

Итак, какие факторы способны вызвать тревогу и депрессию?

«Изучая депрессию и тревогу несколько лет, я научился определять девять причин. Хочу уточнить, что они не являются исчерпывающими причинами депрессии и тревоги. На самом деле их больше, просто не все еще раскрыты (или не все встретились мне за время исследования). Я также не говорю, что каждый переживающий депрессию или тревогу обнаружит у себя их все. Например, у меня были некоторые из них, но не все», — предупреждает Харри Йоханн.

Нелюбимая работа

«Ну, конечно, во всем виноват босс!» — возможно, подумаете вы и окажетесь неправы. Вопрос неудовлетворенности работой связан, в первую очередь, с ощущением нереализованности, собственной ненужности.

В 2012-м году американская социологическая компания «Гэллап» проводила исследование того, что люди в мире чувствуют по отношению к своей работе. Они изучили миллионы трудящихся в 142 странах. В ходе исследования выяснилось: около 13% говорят, что «заинтересованы» в своей работе. То есть «увлечены и преданы ей, вносят позитивный вклад в развитие своих организаций».

В отличие от них 63% говорят, что они «не заинтересованы». Другими словами, «без интереса проводят рабочий день, отсиживают время, не вкладывая энергию и любовь в свою работу». И еще 23% — «совершенно не заинтересованы». Они, как поясняли в «Гэллап», «…не просто не испытывают радости от работы, а заняты тем, что выставляют свое недовольство напоказ. Каждый день такие сотрудники подтачивают то, что было сделано заинтересованными коллегами… Совершенно незаинтересованные работники в большей или меньшей степени наносят вред своей компании». То есть во всем мире почти в два раза больше людей ненавидят свою работу, чем любят!

«В основе тяжелого стресса лежит не огромная ответственность. А необходимость терпеть скучную и монотонную работу! — пишет Йоханн. — На ней люди медленно умирают, приходя туда каждый день. Потому что их работа не касается ничего из того, что их волнует».

Одиночество

Сегодня мы одиноки как никогда прежде. «Намного больше людей сейчас чувствуют себя одинокими по сравнению с прошлым. Между тем, эволюция способствовала тому, что бы мы чувствовали себя не только плохо, когда изолированы от людей, но и небезопасно», — замечает Йоханн.

Мы сотрудничаем друг с другом меньше, чем любое поколение человечества до нас. «Задолго до экономического краха 2008 года произошел социальный крах, в котором мы оказались брошенными и переживающими одиночество большую часть времени. Структура, где обращали внимание друг на друга — в семье или по соседству, — развалилась. Мы распустили свои общины. Мы запустили эксперимент: могут ли люди жить по одному. Пока его результаты неутешительны», — пишет Йоханн.

Однако просто быть в толпе для излечения от этого недостаточно. «Человеку нужно чувствовать, что он разделяет что-то с другими и это значимо для всех них. Человеку нужно находиться в этом с кем-то, и «этим» может быть все, что угодно. Главное — обе стороны должны считать его значимым и ценным», — делает вывод Йоханн.

Но, увы, в современном обществе происходит обратный процесс. «Мы не только делаем все больше вещей в одиночку, — говорит автор книги. — Начиная с 1930-х мы начали верить, что делать все в одиночку — естественное состояние человека и единственный способ двигаться вперед. Мы начали думать, что сами позаботимся о себе. И все остальные пусть заботятся о себе сами, каждый в отдельности. Никто, кроме тебя самого, не может тебе помочь. Никто не поможет мне, кроме меня. Эти мысли настолько глубоко засели в нашем сознании, что мы даже бросаем их, как обычные фразы, людям, которые сильно подавлены. Как будто это может взбодрить. Это является отрицанием человеческой истории и человеческой природы. Оно приводит нас к неправильному пониманию наших самых основных инстинктов. И такой подход к жизни заставляет нас чувствовать себя ужасно».

Интернет только помогает нам в этом, создавая иллюзию тесного общения.

Неправильные ценности

Как бы ни было печально сознавать, но, увы, в последнее время нас куда больше интересуют материальные ценности, чем какие-либо еще. «Существует два вида мотивации к действию для человека. Первый называется истинными мотивациями — это то, что мы делаем просто потому, что оно нам нравится, а не ради получаемой выгоды. Когда ребенок играет, им двигают истинные мотивации: он делает это, потому что ему нравится, — добавляет Йоханн. — В то же время существует набор противоположных ценностей, которые называются внешними мотивациями. Это то, что мы делаем не ради удовольствия, а потому что получаем что-то взамен: деньги, восхищение, секс или высокий статус. Большинство из нас чаще всего проводит время в гонке за внешними ценностями. За теми самыми вещами, которые нам ничего не дают. Общество заставляет нас думать таким образом: получайте высокие баллы. Находите самую высокооплачиваемую работу. Поднимайтесь по карьерной лестнице. Выражайте свое благосостояние через машины и одежду. Вот как можно заставить себя чувствовать прекрасно. Но на самом деле все обстоит иначе».

Основная проблема состоит в том, что материальные ценности, якобы указывающие нам путь к счастью, выглядят как настоящие. Они взывают к той части из нас, которая нуждается в руководстве на протяжении всей жизни. «И все же они не дают нам того, что нужно, — пути к достойной жизни. Вместо этого они наполняют нас психологическими токсинами. Давление в нашем обществе оказывается преимущественно в одном направлении: тратьте больше, работайте больше. Мы живем под контролем системы, которая постоянно отвлекает нас от того, что по-настоящему правильно в нашей жизни. Нам пропагандируют образ жизни, который не соответствует нашим психологическим потребностям, поэтому с нами остается постоянное, сбивающее нас с толку чувство неудовлетворенности», — добавляет Йоханн.

Хорошая новость: у любого человека ценности не остаются неизменными по жизни. Это значит, что со временем ваши они могут измениться в лучшую сторону. «Желание найти значимые истинные ценности находится внутри. Это сильная часть нас, но совсем несложно отвлечь нас от нее. А еще наша экономическая система построена так, чтобы именно этим и заниматься», — подытоживает автор книги «Пункт назначения: счастье».

Детские травмы

Большинство наших внутренних конфликтов родом из детства. Особенно тяжело приходится тем, кто пережил в нежном возрасте насилие. «Эмоциональное насилие чаще, чем любая другая травма, включая сексуальное домогательство, вызывает депрессию, — говорит Йоханн. — Из всех категорий самой сильной причиной для возникновения депрессии является жестокое обращение со стороны родителей».

Но почему же тогда большинство из тех, кто страдает депрессией, почти не занимаются исцелением своих старых травм? Так проще, считают эксперты. «Если верить, что единственной причиной депрессии является непорядок с мозгом, то не нужно анализировать собственную жизнь и искать, что или кто причинил тебе боль. В какой-то мере мысль, что во всем виновата биология, защищает ненадолго. Хотя если принять другую историю, то придется задумываться об этих вещах. А это больно», — пишет Йоханн.

Отрыв от природы

Посмотрим правде в глаза: мы давно и прочно обосновались в городах. Это тоже может вгонять нас в депрессию. «Наблюдая за дикими животными в неволе, можно заметить, что когда их лишают естественной среды обитания, они часто развивают симптомы, похожие на крайние формы отчаяния: попугаи выдергивают у себя перья, лошади безостановочно раскачиваются, слоны начинают крошить свои бивни (источник силы и гордости на воле!) о стены клетки, пока от них не останутся корявые пеньки. Ни одно из этих животных никогда не ведет себя так в дикой природе, — пишет Йоханн. — Давно известно, что всевозможные проблемы психического здоровья, включая и такие серьезные, как психоз и шизофрения, значительно тяжелее протекают в городах, чем в сельской местности. Почему? Потому что так ты загнан в ловушку собственной истории и собственных мыслей, которые мелькают в голове с тупой и горькой настойчивостью. Процесс возникновения депрессии и тревоги — это процесс становления пленником собственного эго, куда не может проникнуть воздух извне».

Когда же мы находимся в контакте с природой, то осознаем насколько огромен мир, и насколько малы наши проблемы, переживания и эго. Человек в мегаполисе этого ощущения, увы, лишен.

Разобщенность со стабильным будущим

Все просто: если мы не чувствуем стабильности, уверенности в завтрашнем дне, это может вызывать у нас вполне обоснованную тревогу. «Впервые чувство нестабильности возникло среди людей с самой низкой оплатой труда. Но с тех пор оно распространилось и на более высокие классы общества, как по цепи, — говорит Йоханн. — К настоящему времени многие люди среднего класса работают от задачи к задаче без какого-либо контракта или стабильности. Мы даем этому причудливое имя и призываем называть это «самозанятостью» или «экономикой ангажемента». Для большинства из нас ощущение стабильного будущего растворяется, и нам предлагают видеть в этом форму освобождения».

Что делать? Переходить от линейного заработка к множественным источникам дохода. Ну, и, конечно, практиковать медитацию, чтобы в целом избавиться от тревоги.

Особенности работы мозга и генетика

МРТ-сканы мозга человека с депрессией и тревогой отличаются от сканов мозга человека без них. «Участки, которые имеют отношение к чувству страдания или боязни, будут играть яркими цветами, как рождественская елка, а также окажутся более крупными и активными, — утверждает Йоханн. — Мозг человека постоянно изменяется под воздействием его потребностей. Он совершает это, главным образом, двумя способами — удалением синапсов, которые не используются, и развитием тех, что используются. Нейропластичность не останавливается на протяжении всей жизни. Мозг всегда меняется».

Так что, когда мы впадаем в депрессию и тревогу, наш мозг тоже изменяется. Но и на выходе из них, он тоже меняется. Это всегда происходит в ответ на сигналы из мира.

Что это значит? «Что те семь социальных и психологических факторов, которые я исследовал, в состоянии физически изменить мозг миллионов людей. Но особенно важно то, что восстановление связей может вернуть мозг в прежнее состояние», — говорит Йоханн.

Однако к развитию депрессии имеет отношение и генетика. Те или иные гены активируются активируются нашим окружением. Они могут быть включены или выключены тем, что с нами происходит. Как объясняет профессор Роберт Сапольский, Авшалом обнаружил, «что если у вас присутствует особый вид гена 5-НТТ, у вас заметно повышается риск развития депрессии, но только в определенно сложившихся обстоятельствах». Исследование показывает, что если человек несет этот ген, то очень вероятно возникновение депрессии, но только в случае переживания тяжелого события или травмы в детстве

Если с человеком не произошло ничего такого страшного, даже если у него и присутствует этот ген, то он рискует пострадать от депрессии не больше, чем кто-либо другой. «Итак, гены увеличивают чувствительность, иногда значительно. Но сами по себе они не являются причиной депрессии», — заключает Йоханн.

Все эти факты говорят о том, что если у вас депрессия, то не стоит полагаться лишь на лекарства — устраняя указанные выше факторы, вы ускорите свое выздоровление.

Темы публикации

Комментарии0
По дате
#

Смотрите также:

152px 152px
Живи Медиа Россия, Москва, Новорязанская ул. дом 18, стр. 11, пом. 01 +7(495)650-53-14