Либидо

Фото автора: Наталия Довнар
Автор статьи:

Наталия Довнар

Содержание статьи:

Уже около ста лет человечество находится под впечатлением от классического психоанализа. Мы даже не замечаем, как почти всегда оцениваем свое и чужое поведение именно «по Фрейду», во всем усматривая проявление либидо.

10 сентября
425 просмотров
Фото к статье: Либидо

Фрейд считал, что поведением людей управляет вовсе не разум, а инстинкты, самый сильный из которых — сексуальный. В ранних работах знаменитый психоаналитик писал, что наше поведение и чувства продиктованы именно бессознательным стремлением к удовлетворению полового инстинкта. Это стремление он считал особой движущей силой и дал ему название «либидо» (libido). Даже те поступки и эмоции, которые, на первый взгляд, никак не связаны с половым актом (например, участие в олимпиаде по физике или восторг от прочитанной книги), по мнению Фрейда, обусловлены либидо. Правда, в этом случае они представляют собой сублимацию, то есть выражение сексуальной энергии «приличным» способом.

Позднее Фрейд, подвергшийся нападкам за свою «безнравственную» теорию, внес в нее изменения. Под либидо стала пониматься жизненная энергия, которая движет не только каждым человеком, но и, например, мировой культурой или политикой. Половое влечение Фрейд определил лишь как часть либидо, пусть и весьма значимую. Однако в классическом психоанализе и в общественном сознании это понятие так и осталось синонимом сексуальности.

Многие психоаналитики в рамках своих авторских теорий переписали концепцию либидо. Например, ученик Фрейда и основатель аналитической психологии  Карл Густав Юнг вернулся к латинским корням этого термина — «страстное стремление, побуждение». Он полагал, что либидо — динамичная психическая энергия (на Востоке известная как ци), лежащая в основе всех жизненных процессов. Половое влечение он при этом вообще не брал в расчет.

Американец Эрик Эриксон, выдающийся психоаналитик первой половины XX века, был убежден, что на нашу жизнь (включая образ мышления, поведение, чувства) влияет отнюдь не сексуальность, а так называемое общее психическое развитие (он описал его как восемь связанных между собой ступеней). Половое влечение в представлении Эриксона является не столько причиной существования, сколько показателем того, на каком именно этапе развития находится психика.

Психоаналитик, прославившийся как борец за сексуальное просвещение, основатель телесно ориентированной терапии  Вильгельм Райх, наоборот, утрировал фрейдистскую теорию о влиянии сексуальности на человеческое существование.

Опираясь на ранние представления Фрейда о либидо, он вывел фантастическую теорию о существовании всепроникающей космической энергии биологического происхождения, которую назвал «оргон». Любые жизненные процессы, протекающие с нашим участием, с точки зрения Райха продиктованы именно активностью оргона.

Взгляды современных психологов на либидо в основном схожи с юнгианскими, хотя в этом термине теперь угадывается легкий оттенок гедонизма. Специалисты полагают, что либидо — стремление не только к сексу, а к удовольствию вообще, получаемому, например, от работы, искусства, общения, азартных игр и пр. Согласно этой теории, чем сильнее в человеке проявляется либидо, тем более полной и насыщенной становится его жизнь. И сексуальная в том числе.

Темы публикации

Комментарии0

По дате
#

Смотрите также:

152px 152px
Живи Медиа Россия, Москва, Новорязанская ул. дом 18, стр. 11, пом. 01 +7(495)650-53-14

Статьи по теме