Содержание статьи:
«Тапас, или непрерывная и пылкая практика йоги» – вот лозунг 1-й Всероссийской конвенции по йоге Айенгара, которую провели в городе на Неве Фаек и Корин Бирия.
Когда российская Ассоциация йоги Айенгара раздумывала, кого из учителей пригласить на свою 1-ю конвенцию, выбор единогласно пал на директора парижского Института йоги Айенгара Фаека Бирия и его жену, соратницу по йоге Корин. И выбор этот был оправдан по нескольким причинам. Во-первых, Фаека в России просто любят. Во-вторых, учитель обладает неповторимой харизмой и глубочайшими знаниями, полученными во время многолетнего ассистирования Б.К.С. Айенгару. В-третьих, его уникальный дар вдохновлять людей на практику дал толчок быстрому развитию сотен учеников во всем мире. «Корин когда-то тоже была студенткой Бирия и обучалась на учительском курсе, – рассказывает старший преподаватель Студии йоги Айенгара на Старом Арбате Мария Шифферс. – Но сегодня она самодостаточный учитель очень высокого уровня с 30-летним стажем практики йоги. В отличие от миссионера Фаека, который приезжает в Россию почти каждый год вот уже 20 лет, Корин обучает йоге в нашей стране впервые – и это дополнительная интрига конвенции», – подчеркивает Мария Шифферс.
Удержать шарик
В процессе обучения Корин вела пранаяму и классы для новичков, а Фаек руководил продвинутой практикой. За три дня Корин успела рассказать много интересного о выполнении Вилома-пранаямы (Дыхания против шерсти). Ссылаясь на Гуруджи Б.К.С. Айенгара, она сравнила ум с «воздушным шариком, который, являясь элементом эфира, слишком подвижен. И эта подвижность создает помеху для концентрации во время практики дыхательных упражнений». Корин учила «центрировать ум», направляя персональный воздушный шарик вниз, возвращая его в тело, которое является элементом земли. Когда ум получит вес, он станет более спокойным», – заверила она сомневающихся учеников.
Удержать голубя
Как это обычно бывает на занятиях Фаека, все участники конвенции в итоге почувствовали, что наполнились какими-то волшебными силами, и начали творить чудеса со своими телами. А как еще объяснить тот факт, что в конце семинара не только продвинутые практики, но и начинающие ученики бесстрашно закручивались и выгибались в такие сложные позы, как Эка Пада Раджа Капотасана (поза Царя голубей с одной ногой), Раджа Капотасана (поза Царя голубей) и Натараджасана (поза Царя танца Натараджи)? И пусть многим пришлось воспользоваться ремнем, чтобы захватить стопу, главное, по словам Бирия, «не в оболочке позы, а в наличии тапаса – рвения к практике, которое творит чудеса».
Удержать огонь
На пресс-конференции Фаек перешел к теории. Он продолжил развитие темы непрерывной практики с точки зрения философии йоги: «Название этой конвенции – Тапас. Но тапасу, как известно, Патанджали не дает какого-то четкого определения. В Йога-сутрах он пишет, что крийя-йога должна быть основана на трех китах: тапасе, свадхьяе, ишвара-пранидхане. Понятно, что свадхьяя – это самоизучение, а ишвара-пранидхана означает, что всегда и во всем практик должен отдавать себя Богу. Но про тапас здесь ничего не сказано. Он пишет только, что результатом тапаса является очищение органов действия и восприятия для того, чтобы направить их к самосовершенствованию.
Итак, мы не знаем, что есть тапас. Но, по крайней мере, через определение результатов тапаса можем догадаться, что Патанджали имеет в виду: тапас должен вести к чистоте и самосовершенствованию. И это долгий путь абхьясы – вашего пути к самосовершенствованию, который должен быть долгим и непрерывным, поэтому не ждите быстрых результатов».
Авторы: Ольга Казак
Темы публикации
Видео по теме
Статьи по теме