Содержание статьи:
Проблемы окружающей среды могут разрушительно повлиять на нашу жизнь, если бездействовать и не пытаться пересмотреть взгляды на экологию.
Как бы не хотелось нам закрыть глаза на загрязнение окружающей среды и расслабиться с мыслью «после меня хоть потоп», сделать это все сложнее – слишком очевидными стали экологические проблемы.
В западных странах экологическая ситуация давным-давно является одной из самых обсуждаемых тем. В России же вопрос сохранения окружающей среды пока не завладел умами настолько глобально – слышны лишь отдельные голоса защитников Химкинского леса и народного достояния: озера Байкал. Вместе с тем во всем мире вклад компаний в защиту экологии поощряется и является критерием отбора в качестве инвестиционных объектов.
Дословно «экология» переводится как «учение о доме». Но, видимо, русская традиция не выносить сор из избы действует так неотвратимо, что скоро вся изба окажется погребенной под неперерабатываемыми отходами жизнедеятельности.
То ли дело японцы! Концепция так называемого «бережливого производства Toyota», родившаяся в Японии после войны, проистекает из личного подхода японцев к жизни, быту и дому. У нас привычки к бережливому расходованию и потреблению ресурсов взяться особо неоткуда: экономическая система, десятилетиями основавшаяся на госпланах и государственном же финансировании, не располагала к бережливости. Поэтому вся надежда на опыт западных компаний, на образовательные программы в области изучения природоохранных возможностей и энергосберегающих моделей развития.
Чтобы сохранить наш дом пригодным к жизни, необходимо формирование совершенно нового мировоззрения у людей – утверждают специалисты, работающие над развитием «зеленых программ» в крупных западных компаниях.
«Зеленое движение» во всем мире существует даже на уровне образовательных программ, но Россия только начинает пересматривать свое «учение о доме». В первую очередь это заметно на примере деятельности российских представительств западных компаний, которые неизбежно перенимают опыт у коллег из Европы. У тех, кто перенимает принципы западной жизни, появляется больше шансов внести изменения в обыденность, постепенно создавая новую реальность. В этой реальности нет места бездумному растрачиванию ресурсов, и правило осознанности работает не только на коврике для йоги. Каким образом можно способствовать формированию нового взгляда на окружающую среду, мы попытались выяснить, опросив представителей крупных консалтинговых компаний и западных производителей товаров потребления.
Начать с офиса
Некоторые компании начинают «зеленое движение» с собственного офиса. Хотя, как показывает практика, если сотрудников удается научить пользоваться кнопкой двухсторонней печати на принтере, то выкидывать бумажные чашки отдельно от пакетиков чая задача не из легких. Да и реализация подобных проектов сортировки мусора пока хромает. Потому как неясно, куда увозят разделенный мусор компании, которые оказывают подобные услуги, и не сваливается ли этот мусор чуть позже в одну общую яму.
Гораздо более наглядным примером может стать сам офис, построенный по «зеленым» канонам. Например, офис в компании PriceWaterHouseCoopers (где, кстати, есть залы для занятий йогой) разрабатывался по экологичной и энергосберегающей схеме: все электричество отключается в 23.00, офисы спроектированы по принципу максимального использования естественного освещения, ковровое покрытие сделано из экоматериалов. «Для нас очень важно донести до сознания сотрудников понимание, что being in green – это хорошо, и очень важно, чтобы сотрудники за пределами офиса тоже изменили свое поведение. Работа с освещением привела к тому, что мы не только снизили энергопотребление, но еще и сэкономили порядка 30 процентов затрат на электричество только из-за того, что установили энергосберегающзие лампы, – говорит Карина Худенко, партнер PriceWaterHouseCoopers (PWC) и руководитель программы Small Steps. – Нашей целью является изменение мировоззрения сотрудников, тогда и за пределами офиса они будут вести себя по-другому. Важно понять, что мы вместе – огромная потребительская сила и можем голосовать рублем за компании, которые производят, например, более экологичную упаковку, а значит, делать свой собственный реальный вклад в общее дело».
В копании Ernst&Young 95% сотрудников используют ноутбуки, на экранах которых при включении первым делом появляется памятка о том, что нужно делать, чтобы сокращать потребление электроэнерги: всех сотрудников призывают выключать компьютеры по завершении рабочего дня – причем не только выключать, но и вынимать вилку из розетки, а также выключать за собой свет. «Такие маленькие меры, во-первых, экономят деньги, во-вторых, сокращают потребление энергоресурсов, – объясняет Ксения Лещинская, директор услуг в области устойчивого развития компании Ernst&Young. – Полный отказ от пластиковой посуды в офисе – это тоже одно из доступных начинаний «зеленого движения», так же как и использование экологических чистящих средств. Благодаря этим, казалось бы, небольшим усилиям появляется надежда, что хотя бы наши внуки будут действовать и мыслить в этой парадигме. Сейчас людей очень сложно приучать к ответственному отношению к природе».
Еще одна инициатива компании PWC – попытка пересадить всех сотрудников на общественный транспорт или хотя бы приучить ездить на встречи по трое-четверо в одной машине, а не по одному в четырех. Все это позволяет существенно сократить карбонные выхлопы от автомобилей в отдельно взятой компании, штат которой около 2000 человек. Здесь, по словам Карины, как и в любом деле, важно начать с руководителей. Проблема в том, что они, как правило, отказываются ездить на метро, даже если маршрут пролегает в пределах одной-двух станций. Идея добираться до аэропорта на аэроэкспрессе тоже пока мало кого вдохновляет, несмотря на пробки.
Чистый воздух
Существенным шагом на пути к сохранению экологии является создание автомобилей с гибридным двигателем. Toyota, Nissan и Volvo давно уже работают в этом направлении.
Так, компания Volvo начала разработку технологии для электромобилей следующего поколения. За основу взяли модель Volvo С30. Испытания в обычных условиях планируют начать уже в 2012 году. По словам президента и главного управляющего Volvo Cars Стефана Джейкоби, стоимость аккумуляторов и их размеры пока ограничивают возможности электромобилей. По этой причине компания работает над созданием топливного элемента, который повысит запас хода до 250 км. Главное достоинство инновационной технологии, над которой работает Volvo, в том, что электричество вырабатывается без каких-либо выбросов углерода, окиси азота, окиси серы и вредных частиц. У этой технологии есть и еще один неоспоримый плюс: она может быть адаптирована для использования с возобновляемыми видами топлива.
Жертвы экологии
Организации по защите окружающей среды, в свою очередь, предлагают делать пожертвования на совершенно конкретные дела. Именно так работают фонды GreenPeace и WWF. С помощью этих организаций, членом которых можно стать, сделав первый взнос, можно помогать высаживать леса, перевоспитывать браконьеров, помогать развитию народных промыслов в Туве, делать пожертвования на разведение тигров и морских котиков. Здесь важно доверие к фондам, и оно уже начинает появляться у российских компаний. Например, компания «М.видео», проведя совместную акцию с WWF, отметила высокий уровень спроса, которым пользовались подарочные карты с изображением тигра и символикой WWF, а товар, отмеченный знаком всемирного фонда дикой природы, раскупался быстрее. «У людей есть понимание, что покупкой можно помочь сохранению жизни на планете, и сейчас важно его продолжать формировать», – говорит Екатерина Бабина, директор программ по корпоративному сотрудничеству WWF.
С головы
Вполне логично, что в первую очередь разработкой программ по охране окружающей среды должны заниматься компании, чья деятельность наносит ей самый большой вред. Каждая уважающая себя компания, профиль которой производство, сопровождающееся вредными для окружающей среды выбросами, просто обязана каким-то образом компенсировать свою разрушительную деятельность деятельностью созидательной.
В России сейчас ситуация по замеру карбонных выбросов от предприятий осложняется тем, что не всегда понятно, от какой электростанции работает компания: атомной или тепловой. То есть этим еще даже не начали заниматься. А в той же Европе уже вовсю подсчитывают карбонный вред от производства отдельного продукта. Скажем, купили вы йогурт и тут же узнали, сколько вреда нанес ваш продукт всей планете одним своим появлением на свет.
Какой бы созидательной деятельностью ни занималась компания, ничего хорошего не выйдет без отлаживания соответствующих процессов управления. А универсального приема хорошего менеджмента не существует – все зависит от отраслевой и региональной специфики предприятия. Какая бы модель ни была выбрана, начинать нужно всегда сверху. Если нет приверженности высшего руководства компании, никакие фундаментальные изменения произойти не могут. В каждой компании должны существовать отделы, департаменты, отдельные специалисты, занимающиеся только вопросами окружающей среды. К сожалению, часто подобная деятельность ведется в компаниях лишь на бумаге. Ведь реальные действия всегда сопряжены с финансовыми затратами. А простор для подобных действий растет с каждым днем – было бы желание.
Наука шагает вперед семимильными шагами, и во всех природоохранных блоках есть наилучшие технологии: и в водоочистке, и в переработке отходов, и в сокращении всех выбросов, в том числе парниковых газов. И как подчеркивает Ксения Лещинская, «именно поэтому предприятие должно рассматривать варианты очистки производства, выбирая подходящие из имеющихся».
А что потребитель?
Наиболее дальновидные бизнесмены уже начинают что-то делать в этом направлении. Ну а если российская компания выходит на международный рынок, то экологическая программа просто необходима. Здесь становится актуальным и понятие ответственности в цепочке поставок, при которой компания не только развивает собственные экологические программы, но и предъявляет определенные требования своим партнерам и поставщикам, выбирая только тех, кто этим требованиям соответствует.
Да и потребители уже скоро перестанут покупать продукцию, если она не будет соответствовать определенным экологическим требованиям. Пока политики и экономисты обсуждают последствия глобального потепления и истощения мировых запасов нефти, рядовые американские покупатели, со своей стороны, все чаще делают выбор в пользу одежды, сшитой из органического хлопка и повторно используемых материалов, а также предпочитают органические продукты питания. Для России такие продукты – редкость, если не экзотика. Отдельные упаковки с пометкой Eco и Bio попадаются на полках дорогих супермаркетов, и товары эти сплошь импортные: своей системы сертификации экологически чистых продуктов у нас нет до сих пор.
Выход из этой ситуации нашла корпорация «Органик». Здесь решили не дожидаться разработки отечественных стандартов и воспользоваться европейскими. Компания, продукция которой представлена в магазинах «Биомаркет», вывела на рынок первую в России органическую молочную продукцию «ЭтоЛето», сертифицированную в соответствии с европейскими стандартами «органик». Продукция “ЭтоЛето” производится в подмосковном экологическом хозяйстве «Спартак», расположенном в 180 км от Москвы, в селе Середниково, на земельном участке общей площадью 1428 га. В экохозяйстве содержится 500 голов дойного стада, и туда ежегодно приезжает комиссия для проверки каждой стадии производства: от состава почвы и условий содержания крупного рогатого скота до особенностей переработки и упаковки готовой продукции. По каждому земельному участку ведется своя история: фиксируется перечень высаживаемых культур, применение на землях навоза, использование природных средств защиты растений от насекомых. Уровень контроля предполагает высокое конечное качество продукта.
Хотя на Руси и считается, что есть три способа разориться: красивый – женщины, быстрый – скачки и надежный – сельское хозяйство, все-таки, может быть, эту тенденцию переломят новомодные компании вроде «Белой дачи» или «Лавки».
На «зеленой волне» находятся также и многие производители косметических средств. Так, в производстве косметики Melvita используются ингредиенты, полученные методом органического сельского хозяйства, а хартия Melvita выступает против использования химических веществ и разрушения природы.
The Body Shop стремится минимизировать и использование ресурсов, и отходов, сокращая количество используемых упаковочных материалов и применяя вторично переработанный пластик. Большая часть средств продается в обыкновенных флаконах и баночках, без дополнительной упаковки. А пластиковые флаконы на 30% состоят из вторично переработанного пластика. Компания сотрудничает с десятками фермерских кооперативов, с мелкими производителями натуральных экологичных продуктов растительного происхождения в 24 странах мира по всему земному шару – в основном это беднейшие страны и регионы, – чтобы, с одной стороны, использовать только натуральные средства, с другой – поддерживать промысел бедных регионов.
Убил бобра – спас дерево?
Насколько эффективны современные попытки улучшить экологическую ситуацию на планете, покажет время. Справедливости ради стоит сказать, что далеко не все настроены оптимистично. Наряду с разговорами о необходимых мерах по спасению мира все отчетливее слышатся голоса скептиков: решение одних проблем, говорят они, неизбежно влечет появление новых, а экология так и будет ухудшаться, покуда человечество что-то производит – невзирая на все наши попытки изменить положение вещей.
Каков же выход? Найти новую планету, пригодную для жизни? Шутки шутками, но исследования в этом направлении в России ведутся аж с шестидесятых годов прошлого века. Еще в 1972 году в подвале Института биофизики в красноярском Академгородке ученые построили герметичное помещение объемом 315 м³ и разделили его на четыре отсека: оранжерею, жилые каюты, кухню и рабочую зону. В этом помещении было проведено 10 экспериментов с экипажами численносью от 1 до 3 человек, самый продолжительный эксперимент длился 180 дней. Удалось достичь полной независимости системы от внешнего воздуха и воды, и были удовлетворены до 80% потребностей экипажа в пище. В оранжереях при искусственном освещении выращивалась пшеница, соя, салат, трава чуфу, использовавшаяся для приготовления растительного масла. Можно сказать, что при сегодняшнем уровне развития технологий мы готовы добраться до новых планет, не испытывая голода и жажды. Только все это несколько напоминает ситуацию, описанную в бессмертном произведении Николая Носова
«Незнайка на Луне»:
«Кроме заботы о пище, Жулио проявил также заботу о чистоте. – У вас, голубчик, в этой комнате слишком много скопилось дряни, – сказал он однажды Спрутсу. – Однако убирать здесь не стоит. Мы попросту перейдем в другую комнату, а когда насвиним там, перейдем в третью, потом в четвертую и так, пока не загадим весь дом, а там видно будет».
Ну а пока бегства с этой планеты не произошло и все еще дома, стоит создать защиту для будущих поколений – им здесь жить.
Антон Комолов теле- и радиоведущий
Я являюсь членом WWF, но для меня очень сложно стать аскетом, который совсем не использует пластиковые пакеты, может помыться одним стаканом воды, жить при свете свечи, сделанной только из природныъх материалов, и собирать с нее воск, чтобы самому сделать новую свечу… До абсурда не нужно доводить – здравый смысл еще никто не отменял. Но начинать стоит, пусть и с самого простого. Я когда бреюсь или намыливаюсь под душем, выключаю воду. Это не приносит неудобств, а за то время, пока ты чистишь зубы (за 1,5–2 минуты) утекает от 4 до 10 литров воды. Пластиковые пакеты использую по одной причине. Когда еду в магазин, плотно затариваюсь, а у нас нет в магазинах такого количества и качества бумажных пакетов, чтобы я мог вот так же взять и упаковать все, чтобы они выдержали тот вес, который я тащу обычно домой. Я бы с удовольствием разделял мусор, если бы был уверен, что его потом не соберут вместе и не бросят на одной свалке. Когда у нас появятся раздельные свалки, тогда я с удовольствием буду мусор разделять.
Ольга Шелест теле- и радиоведущий
Законы об окружающей среде – это единственное, что может работать. Так происходит в цивилизованных странах. Там нельзя просто спилить дерево, нельзя тайно сбросить в реку ядовитые отходы – за всем следит общественность, а наказывает закон. У нас, к сожалению, экология – это отдельно взятые сознательные граждане, их крайне мало. Но, кажется, дело начинает сдвигаться с мертвой точки – за дело берутся международные организации, такие как WWF например, Greenpeace. Сообща им удается остановить строительство бездумных объектов.
Думаю, здесь вопрос воспитания. Кто-то бросает бумажку с мыслью «я все равно здесь уже больше не появлюсь». А кто-то уносит бумажку с собой, до ближайшей урны, понимая, что кто-то придет после него и ему будет приятно видеть чистоту. Так и с природой. Только понимание, что и после нас кому-то жить и творить на этой планете, может заставить задуматься, что мы с этой планетой делаем и что можем сделать.
Авторы: Светлана Фомина
Темы публикации
Видео по теме
Статьи по теме