Содержание статьи:
Если вы стали невольным свидетелем автокатастрофы, поножовщины или любого другого кошмара, поиграйте 10 минут в тетрис и все пройдет, советуют психиатры из Оксфорда.
Доктор Эмили Холмс не первый год изучает действие старой доброй игры в тетрис на психику человека. В 2009 году она и ее коллеги из Оксфордского университета опубликовали исследование на тему “Может ли тетрис избавить от посттравматических переживаний?”. Оказывается, укладка геометрических фигур в аккуратные исчезающие штабеля здорово отвлекает нас от негативных мыслей. «В учебниках по психиатрии описывается один терапевтический метод, — рассказывает Эмили Холмс. — Чтобы погасить эмоциональный ответ сознания на неприятные воспоминания, пациента просят быстро переводить взгляд с одного предмета на другой в течение нескольких минут». Согласитесь, это упражнение и есть по сути тетрис.
«Но в прошлом году мы не учли два важных фактора, — признается сегодня Холмс. — Во-первых, только ли тетрис избавляет от неприятных воспоминаний? Во-вторых, имеет ли значение, спустя какое время после травмирующего события человек в него играет?» Новое исследование отвечает на эти вопросы.
Эксперимент провели в два этапа. Сначала в лабораторию пригласили 60 психически и физически здоровых молодых людей и продемонстрировали 21-минутный фильм об автокатастрофах и хирургических операциях с летальным исходом. Потом волонтеров разделили на три группы. Одни в течение 10 минут играли в тетрис, другие — в словесно-интеллектуальную игру Pub Quiz. Третьи ни во что не играли. Потом всех распустили по домам, обязав вести дневник и отмечать в нем частоту флэшбэков, то есть воспоминаний о травмирующих впечатлениях и событиях. Через неделю дневники забрали на проверку и подсчитали: игроки в тетрис значительно реже вспоминали тяжелые видеоролики, чем люди из контрольной группы, которые ни во что не играли. Больше всех флешбэки мучили тех, кто после просмотра фильма разгадывали кроссворды в Pub Quiz. На втором этапе волонтерам показали то же кино, но за компьютеры усадили лишь спустя 4 часа. Результат оказался аналогичным: у игроков в тетрис было примерно в два раза меньше флешбэков, чем у остальных. Из чего ученые сделали вывод: успокоить нервы тетрисом можно не только сразу после тяжелого события, но и несколько часов спустя.
Понять целебные свойства компьютерной игрушки невозможно без понимания природы травматических воспоминаний. Флешбэк — это следствие дисбаланса между тем, что человек в конкретный момент видит или слышит и выводом, который его сознание делает на основе полученного в прошлом опыта. Например, став однажды свидетелем ограбления супермаркета, человек может проваливаться в воспоминания о нем от одного лишь звука кассового аппарата или вида стеллажей с продуктами.
Яркие воспоминания — флешбэки, вероятно, формируются и твердо отпечатваются в памяти в первые часы после потрясения. По словам исследователей, игра в тетрис нарушает этот процесс, отвлекая мозг. Если в первые часы после шока сознанию дать несложную задачу, которая требует внимания и логического мышления, страшные картины в памяти будут как бы перемежаться с теми же геометрическими фигурками, и в итоге острого флешбэка уже не получится.
Конечно, изобретатель игры, российский программист Алексей Пажитнов, и не думал создавать терапевтический продукт. По его словам, тетрис он придумал в 1984 году для собственного развлечения и очень удивился, узнав, что в него с увлечением режутся миллионы программистов по всему СССР. «Тетрис тормозил работу целых институтов, — не без ностальгии вспоминает Алексей. — Прямо на рабочих местах проводились турниры и мастер-классы».
Пажитнов действительно мечтал создать программный продукт для психологов: «Еще живя в СССР, я общался с психологами, — рассказал мне Алексей, который уже много лет живет в Сиэтле, США. — Я говорил, ваше будущее, уважаемые психологи, связано с компьютерами. Вы — хорошие доктора, я – хороший программист, давайте что-нибудь вместе придумаем. Но далее каких-то автоматических тестов дело не пошло — серьезных открытий мы не совершили. Но если тетрис окажется полезным, буду только рад».
По иронии судьбы, самым полезным психотерапевтическим продуктом, созданным Пажитновым, оказалась игра, написанная вовсе не для психологов, а для собственного удовольствия. Впрочем, это ведь обычное дело, когда великие открытия совершаются случайно, почти в шутку.
Темы публикации
Видео по теме
Статьи по теме
Наталья Аредова
Да, тяжелая работа – это суперстресс. Извините, а не напомните: кем работает Ваш муж?
Наталья Аредова
Тетрис очень мирный))) Самая мирная компьютерная игра после Pong
Наталья Аредова
“Тетрис с собственным телом или с чужим” – это круто. Алексей Леонидович Пажитнов мне также рассказывал, что давно собирает все версии своего тетриса – и легальные, и пиратские. И вот однажды ему попалась порно-версия. Так и сказал: “Мужики и бабы сыплются в разных позах”. Думаю, что вот такой бы тетрис снимал флэшбеки на раз у кого угодно всех)
Наталья Аредова
Да, Новопассит не берет))) Думаю, что тетрис – это один из вариантов. Есть огромное количество игр, которые действуют примерно так же. С таким же успехом. не исключено. можно собирать мозаику))) а у вас тетрис на компьютере есть?
Наталья Аредова
Как-то трудно высказать такое предположение, но другого у меня и нет: наверное, вы привыкли. Раз уж это происходит систематически… Или, действительно, – стрессоустойчивый человек. Поэт Иосиф Бродский рассказывал. что по молодости лет он в морге работал и никаких эмоций по этому поводу не испытывал. А казалось бы – такая тонкая душа))
По поводу тетриса: он ведь не только от вида аварий и смертей помогает (как бы), но и просто добавляет сознанию картинок, чтобы после ссоры в памяти осталось не только перекореженное лицо оппонента, но и падающие в стакан геометрические фигурки.
Tatunya
Тяжёлую работу тоже можно приравнять к стрессу? Тогда понятно,почему муж после работы в стрелялки режется 🙂
Olga U.
А я вообще боюсь вида крови, даже на компьютере… Предпочитаю что-нибудь более мирное, например, Zuma Deluxe или Zuma’s revenge – стрелять по шарикам как-то приятнее)))
Добрыня
Давно заметил, что компьютерные игры помогают успокоиться после тяжёлого дня или стрессовой ситуации. Например, неплохо залезть на виртуальный пригорок и под приятный шум виртуального дождя поймать в прицел убойной снайперской винотовки какого-нибудь монстра. Ляпота! :)))
Но ещё лучше спортивные упражнения в реальном мире. Да и намного полезнее! Тот же тетрис, но с собственным телом или с чужим, если это рукопашный бой 🙂
радость
так получается, что некоторым и не надо с рук Тетрис выпускать!!!!А может это от психики зависит?Я купила как то журнальчик .. там лицевую хирургию на разворот поставили-я потом пол дня плохо себя чувствовала, а сын-с удовольствием рассматривал и ни чего ему!
Но про тетрис надо запомнить…а вдруг!!!новопассит-точно не работает!!!На стрекозках только в рекламе летают, как после другой травки!!
korkin
не знаю… я как-то привык, что смерть рядом, практически каждая поездка в москву сопровождается сбитым на смерть человеком или авто-аварией. для меня это ка доп. сигнал – Будь осторожнее! Тебя ждут дома! такого чтоб надолго вид мёртвого тела врезался в память не бывает, может я морально устойчив, может и наоборот раз всё это не вызывает эмоций… но что-то специально делать чтоб отвлечься ни разу не приходилось