Институт Эсален

Фото автора: Ника Макаревич
Автор статьи:

Ника Макаревич

Содержание статьи:

Некоторые считают Эсален прибежищем наркоманов и бездельников. Другие же называют его центром, положившим начало масштабной интеграции в западную культуру волны восточных практик, от классической йоги до шаманизма. Самое удивительное, что в некоторой степени оба суждения справедливы.

06 ноября
320 просмотров
Фото к статье: Институт Эсален

Институт интегрального развития человека Эсален (Esalen)  был основан в 1962 году на западном побережье Калифорнии двумя американскими психологами, Майклом Мёрфи и Ричардом Прайсом. Первый посвятил жизнь исследованию резервных возможностей человека, второй практиковал гештальт-терапию, и оба были страшно увлечены йогой и духовными восточными практиками. Идея создания института пришла в головы Мёрфи и Прайса после посещения ашрама  Шри Ауробиндо (Sri Aurobindo Ashram) — коммуны адептов интегральной йоги, которая существует в Индии с 1926 года по сей день.

Эсален проектировался как абсолютно свободная от каких-либо стереотипов, моральных догм и общественных традиций зона, где человек мог чувствовать себя максимально раскованно и где ему предоставлялась возможность развивать личность с помощью различных интегративных практик. Более чем за 40 лет существования Эсалена 120 акров его территории посетили около 300 тыс. человек со всех континентов.

В день открытия института Мёрфи и Прайс торжественно провозгласили несколько табу: никогда не поднимать над поселением американский флаг (как, впрочем, и любого другого государства), не читать газет, не смотреть телевизор и не ловить никаких других волн (особенно радио), кроме тихоокеанских. Некоторые из этих правил соблюдаются до сих пор: газет и телевизоров здесь по-прежнему нет, однако появились компьютеры.

Надо сказать, что спустя два-три года после открытия института на территории Америки возникло еще несколько подобных коммун, внешне напоминавших Эсален. И все же разница была значительной: в коммунах жили хиппи (а чуть позже обосновались киберпанки), все существование которых сводилось к занятию «любовью, а не войной» в ореоле наркотического флера. В Эсален же съезжались (и до сих пор съезжаются) философы-исследователи, поклонники духовных практик, художники, музыканты, психологи и ведущие психотерапевты, зачастую уже широко известные в мире. Они тоже часами сидели на скалах, медитируя на тихоокеанский горизонт, и время от времени употребляли популярный и вполне законный в те годы препарат ЛСД-25. Но они не имели ничего общего с бездельниками хиппи, потому что их целью была не только свобода, но и саморазвитие, внутренний интегральный прогресс.

Некоторые известные персоны в мире психологии и философии, приехав однажды в Эсален по приглашению прочесть курс лекций или провести семинар, задерживались там значительно дольше. Не последнюю роль институт Мёрфи и Прайса сыграл, например, в судьбе и карьере известного психолога Станислава Грофа, который попал в Эсален в 1973 году и только десять лет спустя покинул территорию поселения. Именно в Эсалене Гроф планировал завершить изучение влияния ЛСД-25 на сознание и психику человека и окончательно оформить свое детище — трансперсональную психологию в рамки психотерапевтического направления. Когда психоделики были запрещены, Гроф изобрел метод холотропного дыхания, первые сеансы которого тоже прошли в стенах Эсалена.

Помимо Грофа, в разное время в Эсалене работали такие ученые-психологи, как Абрахам Маслоу, Грегори Бэйтсон, Вирджиния Сатир, Джозеф Кэмпбелл, Джим Леонард (создатель дыхательной практики вайвейшн), Тимоти Лири, Арнольд Минделл, Фриц Перлз. Вслед за ними в институт съезжались толпы студентов, учеников и последователей. Как и их гуру, они могли жить здесь годами, совершенствуясь на почве самопознания.

Были в истории Эсалена и такие, кто приезжал сюда не обучаться и не учить, а попросту отвести душу: например, «битлы» Джордж Харрисон и Ринго Стар наведывались, чтобы поиграть на ситаре вместе с Рави Шанкаром, известнейшим индийским певцом и музыкантом, открывшим индийскую музыку для Запада.

Одна из достопримечательностей института — огромные каменные ванны (каждая вмещает до 20 человек), выставленные под открытым небом прямо у океана. Ванны наполнены теплой минеральной водой, в которой можно нежиться голышом в любое время суток. Нудизм как одна из форм открытости и свободы царствует на всей территории института. Кроме того, имеются и вполне цивилизованный бассейн, и индивидуальные ванны на террасе просторного коттеджа, где круглые сутки открыта чайная комната.

В наше время существованием центров с подобным устройством уже никого не удивишь, но в начале 1960-х Эсален выглядел как рай на земле. Особенно для тех, кого интересовали новые формы и течения в психологии, способы интегрального развития личности, возможности самосовершенствования, кому не хватало в будничной жизни открытого общения и духовного единения. И сегодня в Эсален кто-то приезжает по старинке, с хула-хупом под мышкой и мечтами о путешествиях в иные миры, причем представители нового поколения все чаще — с ноутбуками. Но, как и 40 лет назад, на лужайке по-прежнему можно встретить дымящийся кальян, компанию голышей, играющих в мяч, чуть поодаль — оставленный кем-то шаманский бубен, который часто используется на семинарах по холотропу.

Мир за последние десятилетия разительно изменился, особенно экономически, и рыночные отношения так или иначе затронули и свободную зону Эсалена: прежде поселенцу надлежало оплачивать только расходы на кормежку и ночлег, да и те весьма условные. Сегодня же все мероприятия института стали платными.

Смотрите также: йога радио, классическая йога, интегральная йога шри ауробиндо

Темы публикации

Комментарии0

По дате
#

Смотрите также:

152px 152px
Живи Медиа Россия, Москва, Новорязанская ул. дом 18, стр. 11, пом. 01 +7(495)650-53-14