Как выйти из самолета… без страха

Фото автора: Ника Макаревич
Автор статьи:

Ника Макаревич

Содержание статьи:

Согласно статистике, аэрофобов среди мирового населения угрожающе много — почти 20%. При том что реальный риск погибнуть в авиакатастрофе — примерно один к 30 тысячам.

23 декабря
1785 просмотров
Фото к статье: Как выйти из самолета… без страха

Я отношусь к тем 9% цивилизованных и неглупых людей, которые при довольно неплохом образовании не понимают, как именно железяка громадных размеров способна летать выше облаков (опрос проводился по заказу компании Boeing). Не понимаю, но регулярно летаю. И ни капли не боюсь, скорее испытываю ликование, детский восторг и кайф (особенно на взлете!) А есть и другие люди, у которых все наоборот. Они отлично знают, согласно каким законам физики, химии и аэродинамики летают в небе тонны высокотехнологичных сплавов, но при этом страшно боятся летать вместе с ними — иногда до обморока, желудочных колик и остановки сердца. Называются эти люди «аэрофобами».

Аэрофобия (иррациональный страх авиаполетов) — не болезнь, хотя даже сами психологи употребляют это понятие с глаголом «лечить». Панический страх перед перелетами, как и любая другая фобия, является лишь следствием (а порой и средством камуфляжа) какого-либо более тяжелого психологического расстройства — депрессии, детской психологической травмы, неприятия факта смерти, страха потери самоконтроля и так далее.

Представители авиакомпаний уже устали доказывать, что пострадать, например, в автомобильной аварии шансов куда больше. Тогда возникает резонный вопрос: откуда такие цифры — 20%?

На самом деле все объясняется просто. Истинных аэрофобов, конечно же, меньше — около 10%. Остальные лишь думают, что страдают аэрофобией, а в действительности испытывают нормальный, вполне рациональный и поддающийся контролю страх, вызванный ощущением высоты, замкнутого пространства, некомфортной обстановки, плохого самочувствия и тому подобного.

Как узнать, аэрофоб вы или нет? Обычная трусость возникает непосредственно в обстоятельствах, связанных с полетом, — в зале ожидания, при посадке, во время взлета и так далее. И это волнение вполне оправданно: биологически человек не создан, чтобы летать, и психика некоторых людей начинает паниковать. Но ее вполне можно успокоить или отвлечь — захватывающим чтивом, медитацией, прослушиванием спокойной музыки или просмотром убойной кинокомедии, самогипнозом, массажем биологически активных точек, интеллектуальной игрой.

Аэрофобия же может заставить человека задыхаться от страха даже тогда, когда ближайший самолет находится от него на расстоянии сотен километров. И ему бессмысленно предлагать отвлечься новым изданием «100 самых страшных авиакатастроф», партией в шахматы или болтовней со стюардом (советы, которые обычно предлагают для борьбы с аэрофобией модные журналы и верные подруги).

Самый популярный совет, который слышат в свой адрес те, кто боится летать, — «200 граммов виски — и никакого страха не будет!» — к аэрофобам никакого отношения иметь не может. Их страх (напомню) иррациональный, бессознательный, вызван не боязнью перед непосредственно высотой и железными птицами, а, например, какой-то серьезной психотравмой, которая могла случиться еще в далеком детстве. Поэтому пьяный аэрофоб будет паниковать в самолете не меньше, чем трезвый. Только физически он будет ощущать себя еще хуже.

Если по всем признакам вы действительно являетесь аэрофобом, у вас есть несколько вариантов действий:

отказаться от полетов вообще. Наихудший выход из ситуации. Да я и не уверена, что у вас это получится. Сегодня возможность быстро перемещаться на любые расстояния — это не просто стиль жизни или издержки профессии, а будничная необходимость;

выбирать наиболее безопасные места в салоне. Психологи скажут, что аэрофобу все равно где мучиться — у крыла, в носу самолета или в хвосте. Но мои знакомые бортпроводницы утверждают, что разница все-таки есть. «Зная, что место им досталось наиболее безопасное, люди меньше нервничают, даже фобы ведут себя спокойнее, — пояснили мои “небесные ласточки”. — Мы советуем выбирать места в хвосте. Хвост — это наше все, самое мажорное место в самолете с точки зрения безопасности. Ведь 80% аварий и катастроф происходит при взлете: корпус по инерции летит вперед и больше бьется, тогда как хвост цепляется за землю и на ней же остается». При аварийной посадке, кстати (это мне уже потом техники подсказали), пассажиры, летящие в хвосте, тоже выигрывают: горящее топливо, согласно инерции, попадает именно в передние отсеки салона;

вступить в сообщество аэрофобов. Всякое общение с теми, кто знает по своему опыту, как нелегко даются некоторым людям авиаперелеты, — уже поддержка. Форумов и сообществ, в рамках которых аэрофобы обсуждают наилучшие и наихудшие рейсы, авиакомпании, маршруты и так далее, довольно много, в том числе русскоязычных. Например, сообщество аэрофобов в ЖЖ;

обратиться к психологу. Сегодня существует не один десяток краткосрочных (а иногда и молниеносных) техник избавления от фобий вообще и аэрофобии в частности — от гипноза до приемов НЛП. Они не предполагают поиска первопричины (то есть не докапываются до той самой психотравмы, которая провоцировала этот кошмар), а помогают разорвать связь между ощущением иррационального страха и непосредственно авиаперелетами. Правда, в этом случае не исключено, что со временем может возникнуть какая-то иная фобия (на воду, замкнутые пространства, столпотворения людей и другие). В буквальном смысле слова выкорчевать фобию вместе с причинами ее появления поможет более длительный курс психотерапии (например, у специалиста по психоанализу, психодраме, гештальту). Вероятность успеха в этом случае составляет 90–95% — весьма высокая. Стоит терапевтический курс в среднем 300 долларов;

— воспользоваться технологией «Виртуальная реальность». Принципиальное отличие этих программ в том, что их проводят совместно психологи и профессиональные пилоты. А также в использовании современного высокотехнологичного оборудования и специальных тренажеров, которые помогают человеку раз за разом моделировать пугающую его ситуацию, поэтапно отслеживая механизм ее возникновения и, соответственно, корректируя его. Те, кто этой методикой воспользовался, говорят, что по ощущениям это было не только не страшно, но и захватывающе. «Экспозиция методом погружения в виртуальную реальность» (VRET — Virtual Reality Exposition Terapy) чаще всего используется специализированными центрами, созданными именно с целью помогать людям с аэрофобией (например, центр «Летаем без страха»; стоимость 1800–3500 руб./час).

На мой взгляд, один из самых полных ресурсов относительно аэрофобии — сайт Flying Without Fear. А самый важный факт, который стоит знать о аэрофобии, звучит так: страх авиаперелетов излечим в 96% случаев!

Темы публикации

Комментарии6
По дате
#

KatiU

12 г

Мне тоже помогли в этом центре Летаем Без Страха – http://phobia.aero/ Я не из Москвы, поэтому не ходила на тренажеры, а купила у них DVD курс. Правда помогло, сейчас могу летать в командировки нормально, не пью перед полетом, не могу сказать, что мне полеты доставляют удовольствие))Но я могу летать спокойно!)

#

Knipper

14 г

не, силой воли тут не обойдешься. потому что истинная фобия – это НЕКОНТРОЛИРУЕМЫЙ страх, тут сколько не пыжься со воей волей, ничего не получится.. но поскольку часто люди обычный страх называют фобией, и справляются потом с пмощью воли – вот и сложился стереотип, что мол воля все победит.. Не, фобия будет сильнее…

#

Helen

14 г

“выкорчевать фобию вместе с причинами ее появления поможет более длительный курс психотерапии (например, у специалиста по психоанализу, психодраме, гештальту). Вероятность успеха в этом случае составляет 90–95% — весьма высокая”

С трудом верится. Скорее обычное деньгособирательство, а по сути: сам пересиль себя, если сможешь. Знаю очень многих, страдающих фобией транспорта. Оказывается, это вовсе не редкость. Но случаи излечения мне неизвестны. Где у нас такие кудесники есть? Но только, чтобы в глазах у них человек отражался а не $. Возможно ли?

#

Vogue

14 г

а я обожаю летать!! я так кайфую, у меня даже чувство становится, что сам самолет – это я , я даже в собственных жилах чувствую течение топлива.. Очяень приятно, необыкновенно. Только ради этого с радостью (в отличие от остальных пассажиров) летаю по 10-12 часов в Америку, с громадным удовольствием…Может это у меня обратная сторона аэрофобии? Этакая аэромания, а??

#

Knipper

14 г

Ника, вы абсолютно правильно написали – есть люди с фобией, но их немного. Другие просто бояться летать, чувствуют себя плохо, но не умирают – это факт. И это конечно не фобия, а просто неуверенность и страх. лечиться по-разному) А еще я поразился узнав что самые хорошие места в хвосте! надо же – а ведь именно их обычно все и избегают! дураки)))

#

Olga U.

14 г

Я люблю летать на самолетах, тоже испытываю чувство восторга при взлете. Первый раз летала на самолете, когда мне было три года)))

У меня другая фобия – ездить на поезде. Поэтому на поездах принципиально не езжу.

#

Смотрите также:

152px 152px
Живи Медиа Россия, Москва, Новорязанская ул. дом 18, стр. 11, пом. 01 +7(495)650-53-14