Казан, баран и веган

Фото автора: Ксения Татарникова
Автор статьи:

Ксения Татарникова

Содержание статьи:

Обложка новой кулинарной книги «Казан, баран и дастархан» у одних вызывает восторг, у других — тошноту. В День вегана я решила поговорить с психологами, мясоедами и веганами о смысле освежеванных туш в массовой культуре.

01 ноября
112 просмотров
Фото к статье: Казан, баран и веган

Я всегда очень радуюсь появлению хорошей кулинарной книги. Чаще всего они ярко и уютно оформлены — приятно держать в руках, хочется долго рассматривать. Но обложка книги рецептов «Казан, баран и дастархан» Сталика Ханкишиева для меня стоит в одном ряду с недавно запрещенной антитабачной рекламой, в которой сигарету тушили о младенца. Федеральная антимонопольная служба тогда признала ее «выходящей за рамки общепринятых представлений об этичности» и обязала убрать рекламные щиты с городских улиц за пропаганду жестокого обращения с детьми.

Ровно то же самое я вижу на этой обложке — только в отношении братьев наших меньших. На мой взгляд, ее создатели пропагандируют жестокое обращение с животными, что совершенно не способствуют здоровой психике читателей. Но я вегетарианка. Поэтому, возможно, слишком пристрастна и вижу то, чего в помине нет?

К моему удивлению, многие мясоеды, которых я попросила высказать свое мнение, разделяют мои чувства. «Увидев фотографию, просто физически непроизвольно вздрогнула, ужаснувшись», «Неприятные ощущения. Обложка, скорее, подходит триллеру, а не кулинарной книге», «Сталика я нежно люблю, но обложка сделала из него сексуального маньяка, разделывающего свои жертвы», «Корешок такой милый, и вот вам — дурацкий костюмчик депутата Госдумы, тушка избирателя… Не смешно».

Знакомых веганов можно было даже не спрашивать — их в буквальном смысле слова трясет. «Порнография смерти», «садизм» — самое мягкое, что я от них услышала. Веганы — строгие вегетарианцы, не просто не едят мясо, но даже шерстяные носки считают продуктом жестокого обращения с животными.

Но есть и те, кому обложка понравилась. Никакой жестокости или агрессии они в ней не заметили: «Прямо как из жизни», «Вкусная, слюнки потекли». Мой коллега назвал ее грамотным маркетинговым ходом: «Очень качественная продуманная обложка, которая работает на целевую аудиторию — простых менеджеров. Она как бы говорит офисным парням: ты хоть и белый воротничок, но настоящий мужик, можешь притащить домой барана, сготовить и сожрать его».

Психотерапевту Татьяне Дембицкой мои негативные эмоции тоже показались как минимум странными: «Я вижу мужчину, одетого в классический костюм, держащего освежеванную баранью тушу, — говорит она. — Конечно, сразу бросается в глаза несоответствие — мясник одевается по-другому, работая с мясом. Возможно, автор этим несоответствием хотел привлечь внимание. Это его право. Если бы такая обложка появилась на Ближнем Востоке, она не вызвала бы никакого резонанса. В любой мясной лавке висит от 3 до 10 таких туш. И у восточного человека это не вызывает негативных эмоций.  Наоборот, возможность купить целую баранью тушу имеют только состоятельные люди, поэтому  часто она — синоним богатства, статуса. Для российских городских жителей смотреть на освежеванную тушу — не самое приятное занятие. Мы к этому не привыкли,  ведь покупаем мясо в магазине уже упакованным».

Психолог, имидж-аналитик Жанна Русецкая предложила мне интересное объяснение, почему реакции людей на эту фотографию так разнятся: «Здесь показаны агрессор и его жертва. Если человек увидел убийство живого существа и сочувствует ему, скорее всего, он привык общаться с каждым на равных, настроен на партнерские отношения и поиск компромиссов. Если ассоциирует себя с главным героем и жестокости не заметил — в нем ярко выражено стремление к власти. Он придает большое значение статусу, стремится сделать карьеру любой ценой».

В любом случае, по мнению психологов, такую обложку для кулинарной книги вряд ли можно считать удачной. «Было бы неплохо, если бы издатели учитывали особенности восприятия своих читателей», — считает Татьяна Дембицкая. «Она шокирует и действует на психику, — добавляет Жанна Русецкая. — Может провоцировать у людей агрессивность. Глядя на оформление книги, неосознанно получаешь посыл о том, что, мол, восточная культура более дикая, допускающая убийство. И тут же — что люди, имеющие власть, могут как угодно обращаться с живыми существами, народ для них быдло… Дети, воспитанные на подобного рода картинках, будут считать нормой неуважение к чужой жизни, к личности другого, равнодушие к чужой боли. А у нас в обществе и так налицо это неуважение. Причем чем чувствительнее психика, тем больше человек страдает от такого положения вещей».

Людям, отказавшимся от продуктов животного происхождения из гуманных соображений, в этом смысле сложнее всего. Как показали научные исследования, вегетарианцы и веганы отличаются от мясоедов повышенной эмпатией — способностью ставить себя на место другого (человека или животного) и сопереживать. Если вы дадите себе труд на минуту представить, как живется таким людям в нашем обществе зашкаливающей агрессии, вероятно, в следующий раз вам будет проще удержаться от бестактной шутки «Сейчас опять буду есть при тебе невинно убиенных» в адрес вегетарианца.

Для меня День вегана — как раз возможность потренироваться в терпимости и сочувствии. Мне бы хотелось, чтобы при создании иллюстраций для текстов вроде «Казан, баран и дастархан» учитывались разные мнения. В том числе людей, которые, может быть, никогда не купят и не прочтут такую книгу, но, тем не менее, могут ее случайно увидеть. Думаю, это входит в правила элементарного человеческого общежития. Почему не сделать шаг навстречу веганам? Ведь, возможно, они — гости из будущего. Промышленное животноводство загрязняет окружающую среду и портит климат. Скорее всего, через сто лет человечество будет вынуждено перейти на растительное питание, чтобы сохранить планету. Или я слишком многого хочу, и нам пора в резервацию, строить свой собственный веганский город?

Темы публикации

Комментарии10

По дате

Олеся, я полностью с Вами согдасна!

Так уж устроена жизнь, так уж устроены мы. Белки нам жизненно необходимы как строительный материал. А в растительной пище его очень мало, а некоторых аминокислот вообще нету. Зачем же мы так созданы?

Я не против вегетарианцев или веганов, я к ним нейтрально отношусь. Так что это только моё личное мнение.

“Человек на обложке много нам рассказал о себе” -согласна. И о нас самих тоже. Рассказал тем, кто захотел и смог увидеть.

Я не видела изначальное изображение, но судя по тому что ты говоришь – да, я была бы против. Мне кажется, золотую середину найти не так уж сложно, если подумать, что изображение увидят, скажем, дети, пожилые люди и тп.

#

Olesia1

10 г

Если честно, человек в костюме вызывает во мне негативные эмоции, а не вид туши. Мне кажется, что именно он и задает основной тон обложки. Будь на его месте другой герой, возможно, мы смотрели бы на нее иначе. А человек и выражение его лица к вегетарианству уже не имеет никакого отношения. К мясу лично я отношусь очень положительно, особенно, к свежему и не накачанному парафинами и пр. А что касается вегетарианства – то есть мнение, что и растения живые, что они слышат голос хозяина, способны скучать. И даже где-то есть человек, которые уговорами вырастил кактус совершенно без иголок (изначально, в этом виде иголки обязательны). Он ежедневно говорил кактусу – тебе не стоит ничего бояться, я смогу тебя защитить. Это к вопросу о том, что любая пища – это убийство. С этим ничего не поделаешь. Для меня разумная грань – это убийство для поддержания жизни, а вот когда это просто так – это уже неправильно. Речь не идет, конечно, о жизни людей. Хотя, говорят в блокаду люди и людей ели. Простите, если занесло слишком в сторону. Но, просто вегетарианство – это модная сегодня тенденция. А на севере у людей, питающихся только мясом даже кишечник гораздо короче. Т.е. строение их тела подразумевает питание мясом. Что будет, если им сказать, это убийство? Есть то им больше нечего. Это все я к тому, что питание мясом или не мясом – совершенно ничего не говорит об отношении человека к людям или животным.

Ольга, спасибо вам за терпимость. Улыбнулась вашему сравнению: шоколад для человека на диете тоже самое что мясо для вегетарианца. Выходит, вегетарианцы только о нем и мечтают) Я спокойно отношусь к тому, что люди рядом со мной его едят. Вы правы, у всех разные вкусы и привычки. Но для меня нет продукта под названием “мясо”.

В метро Европы нет табличек с надписью “выхода нет”. Догадываетесь, почему?

На меня такая обложка кулинарной книги никак не влияет. Я в ней не вижу ничего отрицательного, т.к. на рынке вижу такие же туши мяса и отношусь к этому нормально.

Я не вегетарианка, но не думаю, что я способна меньше сочувствовать чем они. Я, например, всегда жалею бездомных животных. Сама подобрала с улицы котёнка и теперь эта киса у меня живёт. Подкармливаю бездомных животных, отвозила в приют необходимое для них.

А когда смотрела фильм Белый Бим Чёрное ухо рыдала практически 3 часа непереставая, потом болело даже все внутренности и после фильма долго им “болела”.

Вид окровавленного топора из примера Карена меня не оскорбил бы, я его восприняла бы как сюжет из книги, которую очень люблю.

#

lkomar

10 г

Спасибо, отлично написано. Конечно, ужасная обложка. Тошнота, сожаление, отвращение, что еще может вызвать такая картинка? Человек на обложке много нам рассказал о себе.

Ксюша, расскажи, пожалуйста, как ты видишь терпимость в создании обложек? И где та золотая середина, которая не будет оскорблять ничьи чувства?

Знаешь, недалеко от моего дома недавно открыли станцию метро “Достоевская”. Говорят, открытие задержали на несколько месяцев, потому что изначально на стенах в зале станции были изображены сцены из “Преступления и наказания”. Так вот, изображение Раскольникова с топоором чиновникам показалось слишком жестоким, и они заставили художников переделать мозайку. Я так понимаю, по твоей логике, это было хорошо и правильно, ведь так чиновники учли чувства всех, кого може оскорбить вид окровавленного топора?

#

Olga U.

10 г

Я тоже обеими руками за терпимость. Обложка, конечно, не самая удачная. Я стараюсь учитывать интересы своих друзей и знакомых, и поэтому не буду есть мясо, находясь в компании с вегетарианцем, и не буду, например, есть шоколад, находясь в компании с подругой, которая сидит на жесткой диете. Но я не вижу смысла делать из еды культ. Если человек интересный, я с удовольствием с ним общаюсь, и не имеет значения, чем он питается – это его личное дело. Не забывайте, все люди разные, энергетика тоже у всех разная – что для одного лекарство, для другого яд.

#

Смотрите также:

152px 152px
Живи Медиа Россия, Москва, Новорязанская ул. дом 18, стр. 11, пом. 01 +7(495)650-53-14