Бесценный ресторан

Фото автора: Ксения Татарникова
Автор статьи:

Ксения Татарникова

Содержание статьи:

В Ванкувере открылся ресторан, в котором посетители сами решают, сколько заплатить за еду. Чем больше понравилось, тем больше денег оставят. И наоборот. Интересно, прижилась бы у нас такая идея?

18 июня
95 просмотров
Фото к статье: Бесценный ресторан

Эли Гершкович, хозяин Rogue Kitchen and Wetbar , рассчитывает на честность гостей. В конце трапезы вы можете, как в любом заведении, оплатить счет по меню или самостоятельно оценить блюда.

«Мы не собираемся ставить социальный эксперимент, — поясняет Гершкович. — Просто хотим, чтобы каждый гость уходил довольным и ему хотелось вернуться. По-моему, для этого лучшего способа, чем дать свободу самим оценивать ужин, трудно представить».

Со дня открытия прошло меньше недели, и пока все складывается даже удачнее, чем ожидали. По словам персонала, не было случая, чтобы кто-то заказал дорогое блюдо и заплатил копейки.

Большинство посетителей сбивают или поднимают цену на один-два доллара и подробно разъясняют свой вердикт. Так Гершкович уже успел получить немало толковых советов и пожеланий.

Контакт с клиентами решает все — ресторатор убедился в этом на собственном опыте. Три года назад он открыл TransContinental — помпезный дорогой ресторан в духе «Восточного экспресса». Он с треском провалился.

«Интерьеры у нас были красивые, но они подавляли публику. Люди толком не могли расслабиться». На этот раз Гершкович решил быть проще: он сменил название с пафосного TransContinental на хипповое Rogue Kitchen and Wetbar («Беспредельная забегаловка») и упростил дизайн. Официантки переоделись в джинсы и футболки, а в меню появились сосиски в тесте и суши-бомбы. Средний счет теперь — 10–30 долларов. Конечно, если все понравилось.

Первым подобным рестораном считается некоммерческий The One World Salt Lake City, открытый в 2003 году в Солт-Лейк-Сити. Сегодня по США их уже целая сеть. А вот открывшееся в Сиэтле в 2007 году коммерческое кафе-кондитерская Terra Bite Lounge продержалось только два года. В мае 2010-го открылись булочная и ресторан St. Louis Bread Co. Cares в Клейтоне, в которых покупатели платят сколько могут. Если денег жалко, можно на месте отработать обед, например мытьем посуды. Проект создан гигантской сетью кондитерских Panera Bread Co., вся прибыль перечисляется благотворительным организациям. А выпечка, оставшаяся в конце дня непроданной, отдается нуждающимся и бездомным.

Сколько продержится его ресторан, Гершкович не загадывает. Если все сложится, часть прибыли он тоже планирует отдавать благотворительной организации, поддерживающей обездоленных художников Ванкувера.

Роман Рожниковский, основатель сети ресторанов «Грабли», говорит, что ему симпатична идея такого ресторана, но на российской почве она вряд ли приживется: «В Москве я подобное заведение никогда не открою, это разорение. У нас нет пока соответствующей культуры, которая позволила бы, как европейцам и американцам, оценить подобный ресторан. Менталитет у нас другой».

Елена Кольцова, директор кафе-кондитерской Le Pain Quotidien на Новослободской, удивила меня прямо противоположным мнением: «На мой взгляд, открыть в Москве подобное кафе-кондитерскую вполне реально. Контингент в нашем кафе, конечно, разный, но я уверена: большинство посетителей, будь у них выбор, оценивали бы продукцию объективно. И рестораторам, на мой взгляд, польза огромная: легче вносить коррективы в меню и повышать его качество, а это привлечет больше людей».

Передавать непроданную выпечку в бесплатные столовые, по словам Елены, в Le Pain Quotidien никому не приходит в голову: «Нереализованный в конце дня товар мы возвращаем поставщикам, я не знаю, что с ним делают, по всей видимости, утилизируют».

Судьбу такого заведения и логику российских посетителей я обсудила с психологом Светланой Прокопюк. Вот что она сказала: «Обязательно найдутся люди с психологией спасителя — при хорошем обслуживании они оставят приличную сумму, особенно если будут знать, что эти деньги пойдут на благотворительность. И найдутся те, кто обладает психологией жертвы. Такой человек убежден: раз он пострадал, пусть и другие почувствуют, каково это. И заплатит заведомо меньше.

Наш человек привык к контролю и осуждению. Когда есть выбор, для него это и риск, и школа роста. Бесконтрольность в оплате услуг включает в нас игрока, порождает желание сэкономить и воспользоваться халявой. Второй посыл опирается на совесть и здравый смысл — стыдно не заплатить. Кроме того, если платить в автоматическую кассу, роботу, искушение недоплатить возьмет верх — ведь никто не видит. А если платить человеку, сыграет желание показать состоятельность или выразить благодарность».

Лично я обеими руками за такие проекты. Правда, я сужу по себе. Точно не стану заказывать что-то очень дорогое, чтобы потом оставить два рубля. Скорее я бы слегка переплатила. Но только если оно того будет стоить.

Темы публикации

Комментарии10

По дате

Но мы же тоже соглашаемся с этими накрутками, когда идем в ресторан и платим там, сколько скажут. Не будут люди ходить в ресторан, где стакан минеральной воды стоит 200 р, и такие рестораны исчезнут.

#

korkin

11 г

вот и я о том же, просто он так сказал, мол ресторан я такой не открою никада, менталитет у нас другой, типа наши люди всё время будут стараться меньше дать, поэтому он свои “КРОВНЫЕ” 500% не увидит из-за нашего менталитета. а вот его менталитет ему позволяет такие накрутки делать, когда в Еворпе прибыль в 30-40% это уже успех.

Мне кажется, накрутка от 500% тоже входит в наш менталитет.

#

korkin

11 г

а по моему, туфта…

особенно насмешил основатель ресторанов “Грабли” – менталитет у нас другой… , а у самого-то у него менталитет какой!? продавать стейк стоимостью 60-100руб. с накруткой от 500%.

Не знаю в какие годы был “Золотой Дракон”, но сейчас в Москве есь “Ёлки-палки” потому же принципу работают и процветают. У них только напитки за отдельную плату))

Мне в Америке очень понравилась идея с кафе-булочными. Вся сеть работает как коммерческое предприятие, а один филиал – без цен, на благотворительность. Мне кажется, у нас это вполне реально тоже сделать, с той же сетью Le Pain Quotidien. А уж то, что они остатки свежей выпечки выбрасывают, вместо того чтобы бездомным отдать, – это ужасно(

#

Raya

11 г

Думаю, рановато будет…))) Хозяева обанкротятся))) Помню, у нас в Екатеринбурге открыли заведение “Золотой Дракон”. Принцип работы был, как в известных американских ресторанах, типа “Олд Кантри Бафей”, “Чайна(Китай) Супер Бафей” или “Голден Коррел”. А именно: платится “входная сумма”, что-то около 300 руб. (в Америке это, порядка $12-13 с “носа”) и набирается еды сколько “твоей душе угодно” в неограниченных количествах. По примеру “шведского стола”. Так вот… В Екатеринбурге этот “Золотой Дракон” “приказал долго жить” через несколько месяцев))) А в Америке данные заведения процветают! Конечно, это не совсем то, что написано по теме. Но выводы прослеживаются)))

Мне кажется, если у нас сделают такие рестораны, то на входе будет жесткий фейс-контроль :))))) Конечно, некоторые наши обеспеченные соотечественники любят иногда сделать красивый жест и оставить щедрые чаевые, в несколько раз превыщающие сумму счета, а богеме или просто известным людям можно и простить “недоплату”, т.к. они создают рекламу заведения…

Но если сделать свободный доступ, то у нас наверняка найдется немалое количество людей, которым совершенно незазорно будет покушать нахаляву… “имидж ничто, жажда – всё!” :)))

Спасибо за ссылку. Но брюсселськое кафе, о кот-м вы говорите, не полностью отказалось от цен – только в будние дни, когда посетителей не так много, как на выходных)

#

rika

11 г

об этой идее уже с год как слышу(( <…> идея далеко не нова и уже не интересна

#

Смотрите также:

152px 152px
Живи Медиа Россия, Москва, Новорязанская ул. дом 18, стр. 11, пом. 01 +7(495)650-53-14