Почему женщины живут дольше

Фото автора: Карен Шаинян

Карен Шаинян

Генетики из Токийского сельскохозяйственного университета впервые нашли физиологическое объяснение тому факту, что женщины живут дольше мужчин. Дело не в стрессе, работе и психологии, а в генах.

03 декабря
Фото к статье: Почему женщины живут дольше

На прошлой неделе мы пытались разобраться, почему мужчины в среднем живут меньше женщин. Этот вопрос меня лично волнует со школы. Вроде как мы сильный пол, но выживаем почему-то хуже. Причем намного хуже: в России разница составляет ни много ни мало 14 лет (средняя продолжительность жизни мужчин — 59 лет, женщин — 73 года). Социологи объясняют этот разрыв мужским алкоголизмом, наркоманией и преступностью (заключенные подвержены тяжелым заболеваниям и ранней смерти). В школе, конечно, такое не рассказывают. Однако в более благополучных странах разница между мужской и женской длительностью жизни также вполне ощутима: в Норвегии, например, это 77 и 82 года. Там разницу в пять лет объясняют тем, что мужчины чаще заняты опасной работой, подвержены раку и сердечно-сосудистым болезням и вообще меньше следят за здоровьем. Понятное дело, к россиянам все это также относится.

Классическую трактовку причин более ранней мужской смертности проверили на прочность японские генетики. Ученые из Токийского университета сельского хозяйства вырастили мышь, в клетках которой содержится только женский генетический материал. В пробирке они получили серию мышей, у которых вместо отца и матери были две матери. Такие мыши, не обладающие мужским генетическим материалом, жили в среднем на 186 дней (около 30%) дольше, чем обычные грызуны. Так, среди обычных мышей самая старая прожила 996 дней, а все остальные, кроме одной, погибли, не протянув и 800 дней. Среди мутантов без мужских генов старейшая особь прожила 1045 дней и только три не дожили до 800 дней. Кроме того, ученые отметили, что мутанты легче и меньше обычных мышей, у них более крепкая иммунная система и существенно больше лейкоцитов в крови. Последнее дало ученым повод думать, что эти полезные свойства и продолжительность жизни как-то связаны с гормоном роста. Результаты своего исследования они опубликовали в журнале Human Reproduction.

«Известно, что почти во всех странах мира женщины склонны жить дольше, чем мужчины, и связанная с полом разница в продолжительности жизни присутствует у многих других видов млекопитающих, — рассказал в интервью The Telegraph руководитель эксперимента профессор Томохиро Коно. — Однако причина этих различий была неизвестна. Точнее, неизвестно, контролируется ли срок жизни у млекопитающих генотипом одного или обоих родителей. Наши результаты свидетельствуют, что причина разницы кроется в генах, то есть генотип спермы влияет на продолжительность жизни млекопитающих».

Интересно, что теперь ученые планируют делать с этой информацией и какую практическую пользу смогут из нее извлечь. Худший вывод, который можно сделать из этого эксперимента, — ничего от нас не зависит, наша ранняя смерть запрограммирована в генах. Худший потому, что окружающая среда влияет на результат не меньше, чем гены. Поэтому многое зависит и от нас. Что бы там ни обнаружили японские генетики.

Chel

13 г

Причины разницы в возрасте – сугубо культрно-социальное явление. В связи с вливаниями в генетику, сейчас ей будут мозг полоскать усиленно, гены будут виноваты во всем. Честно говоря в этом эксперементе что-то генетикой и не пахнет, кстати.

Cherry ice – что означает “отвечать за потомство”? В чем эта ответственность выражается, помимо того что тебе никак нельзя погибать ))?

cool

14 г

спасибо за коммент) оч внятно и интересно)

И тут мы вас сделали:)) А может все гораздо проще? Как гипотеза: мы всегда отвечали за потомство. Как только у нас появляется ребенок, мы становимся более осторожны и ответственны. Мы боимся за свою жизнь: на кого ж оставим наше чадо. А мужчины всегда рисковали и будут рисковать. И всегда знали: повезет – я мамонта, не повезет – он меня. Ничего страшного, сын продолжит мое дело:)) А сила внушения чего только не делает. Вот веками и укоренилось сначала в сознании. а потом и в генах, что нам, женщинам, (уж простите) надо жить дольше:)))

Главный врач Республиканского центра репродукции человека, профессор, академик Европейской академии андрологии Михаил Корякин:

Это, надо сказать, очень интересное пионерское исследование, которое позволяет совершенно по-новому посмотреть на этот старый вопрос, на который пытались ответить десятки ученых, но пока не ответили. Хотя одназного ответа быть и не может. Существует не менее десятка составляющих, в том числе социальные и психологические аспекты, которые нельзя не принимать во внимание.

Что касается этого эксперимента, в нем, во-первых, поколение искусственно созданных животных с чисто женским генотипом, оказалось по размерам меньше обычного (контрольного), что возволяет предположить, что у них может иметь место: 1) недостаточность продукции гормона роста или снижение чувствительности тканей к гормону роста, 2) недостаточность функции щитовидной железы, или что наиболее вероятно 3) аномалия развития половых желез и нарушение их функции (гипогонадизм). То есть, это по определению неполноценные животные с нарушением репродуктивной функции и неспособные к деторождению. При этом известно, что мужчины кастраты тоже живут дольше полноценных мужчин. Поэтому с биологической точки зрения полученные животные-химеры, заведомо неполноценны и сравнение продолжительности их жизни с нормальными вообще-то не совсем корректно. Если бы исследователи создали не только генетически чисто женские особи, но и генетически чисто мужских животных и сравнили бы продолжительность жизни в этих двух группах, то тогда эксперимент был бы более доказательным. Во-вторых, продолжительность жизни искусственно созданных животных была намного выше обычных (на десятки процентов), что не соответствует данным по средней продолжительности жизни мужчин и женщин, которые в наиболее развитых странах различаются лишь на 2-3 года. И что касается показателя максимальной продолжительности жизни у людей, то рекордные показатели у мужчин и женщин, различаются тоже незначительно.