Как самостоятельное учение тибетская медицина оформилась к VII веку нашей эры, когда были налажены дипломатические связи Тибета с Китаем и Индией, а буддизм признали государственной религией. По легенде, три врача (индийский, китайский и персидский) перевели основные положения своих медицинских школ на тибетский язык и составили коллективный трактат под названием «Оружие бесстрашия». Он и лег в основу тибетского искусства врачевания.

Тибетская, как и вся восточная медицина рассматривает организм человека как единое целое. Поэтому лечение ему необходимо комплексное, устанавливающее «доброе согласие» между всеми органами.

По аналогии с аюрведой, она выделяет три конституции человека, соответствующие первоэлементам: «желчь» (огонь), «слизь» (вода) и «ветер» (воздух). В каждом человеке присутствуют все три начала, но преобладает обычно одно. Поэтому всех людей можно разделить на три типа по особым психологическим и физиологическим свойствам.

«Слизь» — это инь, то есть холодное женское начало. Анатомически соответствует лимфатической и эндокринной системам. В организме управляет всеми органами, имеющими слизистые оболочки, а также жидкостями: лимфой, жиром и водой. Люди этого типа, как правило, спокойны, уравновешены и миролюбивы; им свойственны медлительность и постоянство в отношениях. Они высокого роста, с рыхлым телом и крупными чертами лица. Пассивный образ жизни, переохлаждение, переедание приводят к бронхитам, астме, гастритам, колитам, дисфункции щитовидной железы, опухолям, заболеваниям суставов. К продуктам, вызывающим накопление слизи в организме, относят молоко, сдобу, большинство овощей и мучных изделий. Чтобы сбалансировать конституцию «слизь», тибетские врачи рекомендуют постоянную физическую нагрузку, прогревание организма (употребление специй и теплых блюд), ванны, энергетические массажи и стоунтерапию.

Конституция «желчь» считается горячей, мужской. Люди этого типа обычно среднего роста, с плотным телосложением; энергичные, деятельные, склонные к лидерству, вспыльчивые. Злоупотребление жареным и острым, стрессы, нежелание контролировать эмоции влекут за собой сердечно-сосудистые заболевания, желчнокаменную болезнь, гепатиты, атеросклероз. В тибетской медицине «желчь» гармонизируют с помощью фитопрепаратов и «охлаждающего» питания: каш, фруктов и овощей, молока.

«Ветер» считается главнейшим началом в организме, которому соответствует центральная нервная система. Тибетский «ветер» — это аналог индийской праны, то есть жизненной энергии. Он отвечает за взаимодействие всех органов между собой. Люди этой конституции отличаются легким характером, эмоциональностью, ранимостью, быстрой утомляемостью. Они обычно худые, угловатые и тонкокостные. Болезни «ветра» связаны с перевозбуждением, чрезмерным трудом, недосыпанием и отсутствием аппетита. Как правило, у представителей этого типа страдает нервная система: они склонны к депрессии, хронической усталости, психическим расстройствам. Тибетские врачи рекомендуют им больше спать, оберегать себя от лишних расстройств, никогда не переохлаждаться.

Помимо болезней, связанных с возмущением той или иной конституции в организме, тибетские врачи выделяют кармические заболевания. Причем карма трактуется не столько как наследие прошлых жизней, сколько как результат действий в нынешней: каждый поступок и мысль сказываются на самочувствии человека. Кармические болезни считаются самыми трудноизлечимыми: они часто не проявляют себя очевидными симптомами, а незаметно точат пациента изнутри. Впрочем, тибетские доктора цитируют высказывание Будды Шакьямуни: «Будда сильнее кармы». Это значит, что каждый человек в силах изменить свою судьбу.

Лечение начинается с тщательной диагностики. Первый этап — это изучение мочи и языка, второй — пульсовая диагностика, третий — подробная беседа с пациентом. Тибетские врачи различают 47 видов пульсаций, неслышимых обычному человеку, но четко говорящих о том или ином заболевании. За диагностикой следует разработка лечебной программы, которая обязательно включает коррекцию образа жизни и питания, посещение врача и прием фитопрепаратов.

Считается, что человек способен вылечиться собственными силами. Необходимо жить в соответствии с природными циклами: зимой есть горячую пищу и много спать; весной прогонять застоявшуюся слизь физическими упражнениями и острыми блюдами, но не угнетать ослабленный организм постом; летом не злоупотреблять пребыванием на солнце и холодными напитками; осенью «сжигать» вирусы и прогонять влагу с помощью благовоний и курительных палочек.

Несмотря на то что для каждого пациента разрабатывается индивидуальная программа, есть ряд общих рекомендаций: не компенсировать ночной сон дневным, заниматься гимнастикой (особенно бегом), одеваться по сезону, пить на ночь теплое молоко, увлажнять кожу после купания. Особенно важно для здоровья воздерживаться от злословия, лжи, пустой болтовни, убийств, воровства и алчности.

Современные практики тибетской медицины сетуют на то, что многие трактаты до сих пор мало изучены или не переведены — именно поэтому методология часто кажется слишком общей, не имеющей под собой реальных доказательств эффективности. Тем не менее тибетские врачи часто сочетают приемы аллопатии и нетрадиционной медицины и заслуживают если не одобрения, то толерантности западных специалистов.