Каждая доша представляет собой весьма неуравновешенное сочетание пяти стихий. В вата-доше доминирует Воздух, разреженный Эфиром; в капхе — Вода с примесью Земли; в питте — Огонь, заливаемый Водой. Сами доши тоже редко находятся в равновесии: обычно в организме с рождения преобладает какая-то одна (в, п и к). Иногда две доши равны по силе и доминируют над третьей (вата-питта-пракрити, капха-питта-пракрити и питта-вата-пракрити), и в совсем уже редких случаях все три доши уравновешены (самадхата).

Равновесие дош — залог крепкого здоровья и долгой жизни. Причем достигнуть этого равновесия невозможно, оно должно сложиться при рождении. Исходное соотношение дош (пракрити) — это фундамент, определяющий внешний вид и внутренние процессы, происходящие в организме человека. Любое изменение порождает недомогание или болезнь. «Вайю (вата), питта и капха — это названия трех дош. Находясь в дисгармонии, они разрушают тело и они же поддерживают его, когда пребывают в гармонии»,— говорится в древнем трактате «Аштанга хридайя самхита».

Доши присутствуют в каждой клетке организма, но основное место их локализации — нижняя часть туловища. Поскольку древние индийские ученые не делали различий между материей и энергией, они наделяли доши вполне материальными качествами: горячая, холодная, легкая, тяжелая, маслянистая, шершавая и так далее. Все три доши принимают непосредственное участие в пищеварении, создавая из питательных веществ семь типов биологических тканей (дхату) и четыре типа нечистот (мала). Поэтому некоторые современные авторы отождествляют доши с тремя базовыми процессами обмена веществ: перевариванием и усвоением (питта), синтезом тканей (капха) и выведением отходов (вата). Это отождествление в целом верно, но неполно, поскольку у дош есть множество других функций. О них см. в статьях, посвященных отдельным дошам.

Чтобы наблюдать за игрой трех дош в организме, не нужно быть экстрасенсом. Аюрведический доктор (вайдья) узнает о дисбалансе той или иной доши (викрити) по цвету лица и языка, состоянию глаз и кожи, звучанию голоса, ритму пульса, а также из визуального анализа мочи и кала. Те же диагностические приемы применяет и хороший «западный» доктор, разница только в формулировке диагноза. Точное название болезни волнует аюрведического врача в наименьшей степени: если он понял, что происходит с дошами, значит, он знает, как лечить человека. Принцип лечения для всех болезней в аюрведе один и тот же: восстановление пракрити. И даже если у болезни нет названия, ее можно вылечить по тому же принципу.