Миф первый: кислородные коктейли — источник энергии

Каждую весну, с потеплением, в меню фитнес-баров и «здоровых» ресторанов начинают активно рекламировать обогащенные О2 напитки. Фанаты кислородных баров эмоционально говорят о снижении стресса и заряде энергии, очищении и всем таком прочем. Однако эмоции — это не научные данные, и потому они меня не убеждают.

Давайте мыслить логически. Только треть кислорода из вдыхаемого воздуха попадает в кровь, остальное мы выдыхаем обратно. Это значит, что для человека со здоровыми легкими кислорода в атмосфере более чем достаточно. Думаю, именно поэтому владельцы кислородных заведений в Америке особо ничего не обещают. (Food and Drug Administration) еще в 2002 году официально раскритиковало кислородную моду: пользы от лишнего кислорода нет, но при аритмии, тахикардии, астме и других болезнях его избыток может навредить. Кстати, еще отечественный терапевт считал гипервентиляцию главной причиной обострений многих болезней. И вообще, не секрет, что голова от лишнего кислорода болит и кружится.

В общем, кислородные коктейли и баллончики — это в прямом смысле торговля воздухом. Мой вам совет, друзья: дышите глубже носом и тратьте деньги на что-нибудь более осязаемое.

Миф второй: дополнительный кислород нужен для поддержания здоровья

Этот миф пошел от популярной в 1950-е годы теории, по которой в основе старения лежит атака на клетки . На самом деле, по мнению экспертов Международного совета по вопросам питания, достоверная связь между свободными радикалами и хроническими заболеваниями не выявлена.

Миф третий: косметика с активным кислородом способствует омоложению кожи

Производители косметики активно продвигают кремы с кислородом — их рекомендуют для «борьбы со стрессом и увяданием». Звучит здорово, но как работают эти кремы? В них содержатся соединения типа перекиси водорода, которые в коже должны распадаться на воду и кислород. Последний, соответственно, призван активизировать в клетках и, следовательно, вести к — так утверждают некоторые косметологи и производители этой косметики.

Реальность куда тусклее красивой теории. «До сих пор не доказано, что продукты, предназначенные для доставки кислорода в кожу, действительно повышают его концентрацию», — пишет американский дерматолог Джеффри Бенабио. Тому есть два объяснения.

Во-первых, крем впитывается эпидермисом, то есть отмершими клетками, в которых невозможно усилить никакой обмен — его там просто нет. До живых клеток дермы компоненты крема едва доходят.

Во-вторых, кожа почти не потребляет кислород извне — это все равно что принимать душ, когда хочется пить. Обогатить ее кислородом можно все тем же самым путем — поглубже вдохнуть.

Миф четвертый: антиоксиданты — наше все

Теперь обратимся к обратному тренду на рынке здоровья — борьбе с излишками активного кислорода. Как известно, кислород в клетках частично превращается в свободные радикалы, которые повреждают белки, липиды и . Этот книжный факт породил целый сегмент фармацевтического и диетологического рынка — , о которых сегодня не слышал разве что глухой.

Антиоксиданты — это витамины и другие активные вещества, которые стимулируют разрушение тех самых свободных радикалов. Опять же возникает вопрос: работают ли они, и если да, полезно ли это?

Об этом говорить пока рано. Американская сердечная ассоциация и Американское раковое общество еще только обсуждают, в какой форме и в каком количестве эффективны антиоксиданты для профилактики заболеваний и эффективны ли вообще. Например, регулярный прием витаминов А, Е и бета-каротина никак не влияет на здоровье больных раком и сердечно-сосудистыми заболеваниями (по данным той же ассоциации). Это подтверждают многочисленные исследования, проведенные в США и Европе.

Есть также данные, что антиоксиданты в больших дозах сводят на нет пользу от занятий спортом. В первом приближении это объясняется тем, что окислительный стресс — нормальное рабочее явление в мышечных клетках, и если его погасить ударной дозой антиоксиданта, тренировка не даст результатов.

Большинство врачей склоняется к мысли, что на здоровье положительно влияют только натуральные антиоксиданты в разумных количествах, попавшие в организм с пищей.

Миф пятый: суперпродукты (superfoods)

Этим термином маркетологи и рекламщики называют овощи и фрукты с высоким содержанием антиоксидантов. Доверчивые потребители стали сметать с полок шпинат, помидоры и гранаты. Ведь гораздо вкуснее есть, к примеру, черничный йогурт, если ты знаешь, что он замедляет старение. К большому сожалению, суперпродуктов в природе не бывает. И если уж говорить об антиоксидантах, то в простой черной смородине содержится в десять раз больше витамина С, чем в модной чернике, а обычный болгарский перец в 30 раз богаче витамином С, чем апельсиновый сок (который, как мы уже писали, в принципе, ).

Тут бы следовало объяснить, как логически решается конфликт между активным кислородом и антиоксидантами. Зачем нам советуют потреблять больше того и другого, если они противоположны друг другу по смыслу и вторые разрушают первый? Ответ очевиден: нам просто советуют больше потреблять. Не знаю, как вы, а я смертельно устала от этого «оздоровительного» маркетинга.