Мы уже писали, как выбирать велосипед в зависимости от того, где и как вы собираетесь кататься. Теперь давайте разберемся, какую роль тут играют рост, вес и пол наездника.

Как человеку, который много лет занимался триатлоном и горным велосипедом, мне неоднократно приходилось выяснять подобные нюансы. И проверять их собственной «пятой точкой».

Как выбрать велосипед по росту

Лучше всего для этого воспользоваться ниже следующей таблицей. Размер велосипеда определяется ростовкой рамы, которая может быть обозначена в дюймах, сантиметрах или буквенно. Размер колес, высота руля и седла в каждой модели стандартны.

Иногда встречаю совет, что чем меньше рост, тем меньше следует брать размер колес. Но в этом нет смысла: если размер рамы вам подходит или не подходит, то колеса тут ничего изменят. Стандартный размер колес — 26-29 дюймов, он вполне подходит всем, кто выше 140 см. Меньше — 24, 22, 20 дюймов – ставят на подростковые, детские, складные велосипеды.

Рост, см    Размер рамы
Дюймы Сантиметры Буквы
135-145 13” 33 XS (XSmall) 
140-155 14” 35,6
145-160 15” 38,2 S (Small)  
155-165 16” 40,5
157-170 17” 43,2 M (Medium) 
168-178 18” 45,6
172-182 19” 48,3 L (Large) 
175-185 20” 50,8
180-190 21” 53,2 XL (XLarge) 
185-197 22” 55,8
190-200 23” 58,4 XXL (XXLarge)
195-205 24” 61

Вы наверняка заметили, что на один и тот же рост подходят рамы разных размеров. Если у вас длинные руки и ноги, берите тот, что больше, если конечности короткие — меньше.

Альтернативные способы выбора велосипеда по росту

Примерка. Поставьте велосипед на пол и перекиньте ногу через раму. Когда вы стоите на обеих ногах, половые органы не должны касаться верхней (горизонтальной) трубы рамы. Зазор должен составлять 3-10 см. Кстати, это и момент безопасности: иначе экстренное спрыгивание с седла вперед будет крайне болезненным. Этот способ особенно хорош, когда надо выбрать велосипед для мужчины. При женской раме сядьте в седло и посмотрите, удобно ли вам доставать до педалей и не слишком ли далеко вперед приходится тянуться к рулю.

Расчет. Измерьте длину ноги сзади от нижней части ягодицы до пятки в сантиметрах  и умножьте на 0,65. Это идеальный размер рамы в сантиметрах. Ищите наиболее близкую среди готовых.

Как выбрать велосипед для семьи?

Часто бывает так, что муж и жена хотят купить велосипед на двоих и кататься по очереди. Это хороший вариант для тех, у кого разница в росте составляет не более 10-12 см — один размер рамы подойдет обоим. Если разница 15 см и более, то есть больше одного размера рамы, дело уже сложнее. Например, если жена — 169 см, а муж — 185 см, на раме 19” будет неудобно обоим (проверено на практике). В таком случае имеет смысл брать раму, ориентируясь на того из партнеров, что меньше ростом: на слишком маленькой раме все-таки дискомфорт меньше, чем на слишком большой. Во втором случае к рулю и педалям приходится тянуться до болей в спине и суставах ног. И готовьтесь со временем все-таки покупать второй велосипед…

Как выбрать велосипед по весу катающегося?

Это в первую очередь актуально для тяжеловесов, так как большинство велосипедов рассчитаны на вес человека до 100 кг. Если вы приближаетесь к этой цифре (или ваш вес ее превосходит), придется искать полупрофессиональные горные велосипеды для кросс-кантри. Складные, гибриды, городские быстро выйдут из строя. Вам нужно, чтобы на велосипеде были:

Рама — с тройным и выше баттингом. (Баттинг —  технология распределения нагрузки. Там, где вес наездника давит сильнее, например, под седлом и у руля, труба упрочнена.) Материал — гидроформованный алюминий, карбон. Стальная или простая алюминиевая рама не выдержат.

Обода колес шириной не менее 32 мм. Лучше — около 2 дюймов, алюминиевые и обязательно двустенные, они же двойные. (Это означает, что внутри обода есть еще перемычка для жесткости). Спиц — не менее 32-х, лучше — 34-36. Без всего этого колеса будут без конца гнуться и превращаться в «восьмерки».

Тормоза – только дисковые. Иначе можете не остановиться или уйти в занос, например, при спуске с горки. И не забывайте по мере износа менять колодки!

И ни в коем случае не берите раму большего размера! Лучше взять меньший размер, если у вас пограничный рост. Большой размер даст лишнюю нагрузку на позвоночник, который будет слегка растянут и при этом на нем продолжает висеть вес тела.

Как выбрать велосипед для хрупкой женщины?

«Дюймовочкам» нельзя покупать дешевый велосипед со стальной рамой, даже если он идеально подходит им по размеру — он слишком тяжелый и неповоротливый! Ищите опять-таки среди гоночных кросс-кантри велосипедов, которые весят около 10-ти кг (обычные модели для сравнения — 15-17 кг). Самые легкие рамы — карбоновые, алюминий тоже не тяжелый. Передние вилки, переключатели, «звездочки», колеса, цепи более высокого класса весят меньше, чем недорогие. Описанные выше гидроформованные рамы с баттингом и двустенные обода легче, чем дешевые аналоги.

Как выбрать велосипед для мужчины и для женщины?

Мужские велосипеды, которые продавцы любят называть «унисекс», знакомы всем. Женские рамы имеют заниженную верхнюю (горизонтальную) трубу для удобного перекидывания ноги спереди. Они более «верткие», хуже держат движение по прямой. Есть и анатомическое отличие: у женской рамы верхняя труба при одинаковой высоте несколько короче, чем у мужской. Впрочем это легко компенсировать, поставив более короткий вынос руля или сменив сам руль. А многие женщины, кстати, прекрасно ездят и участвуют в соревнованиях на мужских рамах, ничего не меняя.

Одно замечание — о так называемых «женских сериях» велосипедных марок. Зачастую это все те же унисекс-рамы в веселенькой «девичьей» раскраске, не более того.

Женское седло в принципе должно быть шире, чем мужское (которое унисекс), немного короче, с большим вырезом в середине. Это обусловлено формой женского таза — расстоянием между седалищными буграми и смыканием ног между собой. Однако то, что седло является женским, отнюдь не означает, что оно будет удобно для всех барышень без исключения!

Зачастую при первой посадке на велосипед седло кажется мягким и комфортным, а через пару поездок ощущаешь его недостатки. Поэтому я советую подбирать сам велосипед, а седло, если в эксплутатации оно окажется неудобным, потом просто поменять. Например, лично я на шоссейном велосипеде перепробовала 5 (!) женских седел, прежде чем нашла то, которое подошло. А на моем горном велосипеде удобным оказалось… то самое мужское седло, с которым велосипед и был куплен.