Я много лет занимаюсь любительскими лыжными гонками, соревнуюсь и тренируясь как классическим, так и коньковым стилем. Конечно, столько пар лыж и ботинок — на разные температурные условия, разное качество снега — для того, чтобы просто кататься в свое удовольствие, не требуется. Так что я помогу вам подобрать оптимальный вариант.

Как выбрать лыжи: конек или классика?

Мы живем во время специализированных аксессуаров и понимаем, что мыть голову средством для посуды не стоит даже в очень стесненных обстоятельствах. Лыжи для конькового и классического стиля существенно отличаются: разная длина и форма носка, разная геометрия и распределение жесткости по длине лыжи. Колодка — часть лыжи на 30-40 см вперед и назад от места крепления ботинка — у коньковых лыж работает как пружина и никогда не прогибается до снега (иначе пружина не получится). У классических лыж не так: когда вы переносите вес тела на одну ногу, колодка должна коснуться снега, а когда вес распределен на обе ноги, колодки снега не касаются.

Получается, что лыж для обоих стилей катания сразу не существует? Это так, если вы амбициозный человек и хотите тренироваться правильно, осваивать технику лыжных ходов, возможно, участвовать в гонках (для любителей они проводятся каждые выходные на уровне района, города и так далее). Тогда придется или выбрать один стиль и совершенствоваться в нем, или приобретать 2 комплекта лыжной экипировки, потому что крепления, ботинки и палки тоже существенно различаются.

Если же вы новичок и хотите просто кататься без всяких премудростей, то исходите из места вашего катания. Лыжня для классического хода знакома всем с детства и есть в каждом парке. Приобретите классические, прогулочные или туристические лыжи, соответствующие ботинки с креплениями и палки и наслаждайтесь! Для конькового стиля необходима ровная, хорошо укатанная, но не льдистая дорожка шириной хотя бы 2 метра (по правилам 3м). Если у вас такая есть — покупайте коньковый комплект.

Как выбрать лыжи: модели

Для начала давайте разберемся с экипировкой для любителей лыжных прогулок.

Модели «комби» теоретически предназначены для катания как коньком, так и классикой. Но на практике такое мало реально — я не зря выше объяснила про работу колодки. Большинство моделей комби нещадно проскальзывает назад при отталкивании. Даже нанесение специальной мази держания не всегда помогает: чтобы мазь работала, надо, чтобы колодка полностью касалась снега, а с «комби» этого не происходит! Поэтому я бы советовала использовать такие модели как прогулочные коньковые лыжи (если есть подходящая трасса). Также они неплохи как бюджетный вариант для детей, которые все равно скоро вырастут, и для совсем неспешных прогулок.

Прогулочные лыжи для классики легко узнать — они снабжены насечкой под колодкой. Это решает проблему мази держания, которую приходится наносить или подновлять перед каждым выходом, подбирать по температуре, влажности и структуре снега (старый, свежий). Мазь держания ужасно липкая и вечно пачкает перчатки, пока несешь лыжи от дома до снега, а с самой лыжи ее приходится отмывать специальными смывками. Зато, конечно, она дает преимущество в скорости, поэтому спортсменам-любителям приходится все же с ней освоиться. Если же ваша цель — просто покататься, то вставайте на лыжи с насечкой и не мучайтесь! Но коньком вы на них ехать не сможете.

Туристические лыжи внешне похожи на прогулочные, часто тоже снабжены насечкой, но шире и выглядят мощнее. Это отличный выбор для первооткрывателей заметенного снегом леса или поля на даче!

Гоночные лыжи разделяются  на коньковые (на них написано Skate) и классические под мазь (Classiс) либо со специальной замшей на колодке (Zero). Именно эта категория предназначена для начинающих спортсменов-любителей. Все они — и коньковые, и классические — имеют разделение на «холодные» и «теплые». При помощи дополнительных структур, которые наносят на скользящую поверхность, коньковые лыжи становятся ориентированными на жесткую лыжню, на мягкий/ свежий снег, на «воду» (т.е. раскисающую в оттепель трассу). Классические гоночные лыжи всегда ориентированы более на жесткую лыжню (ведь ее делают специальными тяжелыми машинами) — соответственно, для самодельной лыжни в парке они не очень подходят. Они разделяются на те, что под мазь (на холодную погоду) и на под жидкую мазь (на льдистую лыжню, какой она становится с утра в оттепель). Модели Zero — на погоду в районе нуля градусов.

Топовые лыжи (World Cup) — верхний сегмент гоночных лыж, самые дорогие и эффективные в гонках модели. Как правило, спортсмены-любители используют их для соревнований, а тренируются многие на паре постарше или гоночной модели попроще.  Если на трассе попадается песок или камешки, можно безнадежно испортить скользящую поверхность, а стоят топовые лыжи очень недешево.

Итак, для прогулок вполне достаточно одной пары прогулочных или туристических лыж. Если хотите серьезно тренироваться, начните с гоночной пары любимого стиля, но будьте готовы к тому, что со временем вы приобретете 2 пары ботинок (под конек и под классику), 2 пары палок (аналогично) и 4 пары лыж (по 2 на каждый стиль — это минимум для тренировок и соревнований в разных условиях).

Как подобрать длину?

Современные беговые лыжи выбирают не по длине, а по весу лыжника. Выбрав понравившуюся вам модель, попросите продавца показать таблицу производителя и посмотрите, какая длина рекомендована на ваш вес.

Если вы решились купить топовые или гоночные лыжи, учтите: у них различается не только длина, но и жесткость. На один и тот же вес лыжника можно взять более длинные и мягкие лыжи или более короткие и жесткие. Первый вариант хорош, если трасса мягкая (плохо укатана, тает, либо идет свежий снег) или равнинная, с плавными поворотами. Второй — для жесткой или узкой трассы и для трассы, где много подъемов и резких поворотов. Лично я предпочитаю варианты покороче: в Подмосковье трассы вечно сосредоточены на небольшой площади, соответственно, много петель и изгибов, а с длинными лыжами в таких поворотах, особенно в толпе гонщиков, неудобно и попросту опасно. В среднем коньковые лыжи оказываются на 10-15 см короче ваших же классических.

Покупать лыжную экипировку, особенно гоночную, предпочтительно не в сетевых спортивных магазинах, а в специализированных. Как правило, они занимаются беговыми лыжами, беговой экипировкой и велосипедами. В них и выбор больше, и продавцы намного больше в теме беговых лыж.

Интересным вариантом может быть так же покупка подержанных лыж и ботинок в комиссионном магазине или с рук. Гоночные и топовые модели зачастую продают в хорошем состоянии, потому что подобраны по параметрам, но не катятся так, как хочется. Но тут как с покупкой подержанного авто — хорошо, если вы ориентируетесь в моделях и их недостатках и сможете увидеть следы ремонта или шлифовки. Будучи новичком, я бы не рисковала покупать с рук.

Как подобрать дополнительную экипировку?

Лыжи — самый сложный выбор, с ботинками и прочим все существенно проще.

* Ботинки для прогулок, как правило, средней высоты. Гоночные коньковые ботинки высокие, с клипсами наверху, классические — низкие как кроссовки. Гоночные комби-ботинки — промежуточный вариант, который может стать находкой для тех, кто хочет соревноваться, но не может себе позволить две пары ботинок. Они более комфортные и мягкие, чем собственно коньковые. Хорошо подходят для современного стиля «даблполинг», родившегося из привычной классики. В нем основную часть дистанции проезжают за счет толчков палками, без отталкивания стопой. Однако для даблполинга необходима лыжня, сделанная машиной, не самотоптанная. Многие новички начинают именно с ботинок комби. Любые ботинки (и прогулочные, и топовые) подходят только под один тип крепления. Поэтому сначала выберите ботинки, потом под них — крепления. Если вы потом захотите купить вторую пару лыж, крепления покупайте под те ботинки, что у вас есть! На коньке и классике можно иметь разные системы креплений.

* Крепления бывают двух систем — NNN и SNS. Ботинки с подошвой NNN подходят ко всем типам креплений этой системы (на креплениях будет написано NNN или NIS). SNS может быть SNS Profile (сейчас используется только в прогулочных ботинках) или SNS Pilot — они под разные подошвы. Эта информация обычно имеется прямо на самой подошве снаружи. Гоночные крепления для классики и конька различаются.

* Палки чем легче и чем жестче — тем лучше. Самые простые делают из алюминия и стеклопластика, гоночные — из углеволокна (карбона) разного класса. Для конька обычно берут палки на 15-20 см меньше вашего роста, для классики – рост минус 25-30 см. Удобные, но не обязательные элементы — капкан на «липучке» вместо обычного темляка и ручка из пробки. Если катаетесь не по подготовленным трассам, снизу должна быть широкая лапка, гоночная — намного уже. Впрочем, ручки, темляки и наконечники легко меняются.

* Смазки для лыж нужны, только если вы тренируетесь и соревнуетесь. Правильный выбор и техника их нанесения — отдельная большая тема. Для прогулок достаточно правильно подобранных лыж. Единственное, классическим лыжам без насечки потребуется мазь держания. 

* Одежда должна быть удобной. Очень советую термобелье: для тепла — на прогулки, влаговыводящее — на тренировки и гонки. Сверху надевайте любой спортивный костюм. По ходу тренировок вы ощутите, чего вам не хватает в одежде, и исходя из этого будете подбирать разминочно-тренировочный костюм и гоночный комбинезон. Отдельно порекомендую сразу завести трикотажную маску или бафф в дополнение к шапке и лыжные очки от снега и ветра. Для нежной женской кожи их стоит использовать уже в районе нуля градусов.