Парадокс, но безопасность катания зависит не от того, какую защиту вы на себя наденете. Гораздо важнее насколько хорошо владеете средством передвижения, как ориентируетесь в пространстве и среди людей, а также как реагируете на опасные обстоятельства.

Исправность инвентаря

Любому средству передвижения необходимо техническое обслуживание. Проверяйте исправность как минимум в начале летнего сезона, когда вы достаете инвентарь из кладовки. Можете сделать это самостоятельно или обратиться в соответствующую мастерскую.

Прежде всего, оцените работу тормозов (у велосипеда и самоката) и то, как крутятся колеса. Если тормоза не сжимаются, а колеса гремят — добро пожаловать в сервис. Также обратите внимание, насколько легко у самоката и велосипеда поворачивается руль, а у последнего — переключаются ли передачи и, конечно, накачены ли шины. В дальнейшем проверяйте состояние инвентаря раз в 1-3 месяца, в зависимости от частоты катания.

Техника катания

Чем лучше человек катается, тем быстрее у него реакция: ему легче уйти от столкновения, он не допускает ошибок при поворотах и всегда может затормозить. Поэтому научитесь владеть своим инвентарем на относительно безопасном участке (малолюдном, без спусков и поворотов), идеально — под руководством тренера. И выходить в места массовых катаний уже подготовленным.

«Проблема всех новичков в том, что они смотрят себе под ноги, — говорит Александр Сухоруков, руководитель “Школы роллер спорта” (RollerSchool.ru), член сборной России по роликовым конькам. — Между тем, в оживленных местах нужно глядеть перед собой и в сторону поворота перед совершением маневра. Кроме того, если на велосипеде есть тормоза, то на роликах надо учиться тормозить и быть готовым к тому, что придется резко останавливаться или менять направление движения».

Правильная экипировка

В России, в отличие от Европы, не принято, чтобы взрослые люди катались в шлемах. Хотя голова у нас, как и у европейцев, одна, а неудачное столкновение и падение может случиться в любой момент. Особенно при катании в парках, где много народу, маленьких детей и домашних питомцев, которые порой превращают выделенную для катающихся велодорожку в хаос.

Роллерам пригодятся и другие виды защиты. «Для локтей, коленей, специальные перчатки для кистей и, возможно, шорты с защитой для бедер и копчика, — перечисляет Александр Сухоруков. – Тем, кто выбирает для прогулок самокат, из этого перечня стоит исключить перчатки: руки будет неудобно держать на руле».

Если катаетесь в сумерки, используйте для велосипеда фару на батарейках. Часто в комплекте с ней идет головной ремень, так что она легко превращается в мощный налобный фонарь с красным маячком на затылке. Также необходимо иметь светоотражающие элементы: ими часто снабжены спортивная одежда, рюкзаки и даже велосипедные шины. Еще проще всего купить светоотражающие стикеры и налепить их на рюкзак и задники ботинок. Увлеченные велосипедисты декорируют стикерами-лентами рамы и ободья, а роллеры приобретают светящиеся колеса.

Безопасное поведение катающегося

«Если вы приходите в многолюдный парк, надо сознавать, что вы пришли не на спортивную тренировку на стадион, — говорит Александр Сухоруков. — Здесь придется ехать на небольшой скорости, на которой можно легко остановиться или повернуть». Скоростные и прочие тренировки надо проводить рано утром, пока мало посетителей.

Реально оценивайте свои возможности. Например, если неуверенно владеете роликами, не катайтесь по мокрому асфальту: сцепление колес с покрытием в таких условиях ухудшается и из-за этого тормозной путь становится длиннее, а при резком повороте можно поскользнуться. На велосипеде в дождь тормозите заранее: ободные тормоза могут проскальзывать из-за воды.

Правила движения

При катании всегда держитесь правой стороны — как на автомобиле. «По правилам дорожного движения, роллер относится к пешеходам, поэтому он должен кататься не по проезжей части, а по тротуарам и пешеходным зонам, — напоминает Александр Сухоруков. — На практике в парках многие ездят по велодорожкам в парке. Тут важно правильно оценивать трафик и смотреть, не обгоняет ли вас велосипед, если хотите повернуть!»

А вот велосипед — это уже транспортное средство. Согласно ПДД, велосипедисты старше 14 лет должны двигаться только по велодорожкам, либо по велополосе на проезжей части, либо по проезжей части не дальше метра от правой стороны. На обочину и — внимание! — на тротуар можно выезжать только в экстренных случаях! При этом на тротуаре и обочине запрещено мешать пешеходам: никаких гудков и свистков, а если идущие вас не пропускают, слезайте и катите велосипед рядом.

Дети до 7 лет должны кататься только по пешеходным дорожкам (опять-таки не мешая пешеходам!), не имея права выезжать на велодорожки даже в парках. Их также нельзя возить на раме, багажнике и т.п. без велокресла.

Учтите, что в состоянии алкогольного опьянения ездить на велосипеде нельзя, так же как на автомобиле. Окружающие имеют полное право вызвать в этом случае ДПС, которая для начала установит личность (если нет документов, то с визитом с ближайшее отделение полиции), а затем передаст дело в суд.

Тонкости и хитрости

Главная сложность для не умеющих полноценно тормозить (касается в первую очередь роликов, где надо не тупо нажимать на тормозную ручку, а уметь пользоваться ногой) — спуски. Особенно если не видно, что вас ждет внизу: ступеньки, выезжающие из двора машины, толпа пешеходов. «Начинайте заранее сбрасывать скорость, — советует Александр Сухоруков. — Не стесняйтесь затормозить до полной остановки. Если вы новичок и не уверены, что затормозите в любой ситуации, выйдите на газон рядом со спуском и спуститесь по нему приставным шагом. В крайнем случае можно обратиться с просьбой о помощи к проезжающим велосипедистам. Как правило, они не отказываются помочь: встаньте сзади и, упираясь в седло или спину, спуститесь вместе с ними».

Если вы будете участвовать в организованных групповых «покатушках» на велосипеде или роликовых коньках, учтите, что ведущие группу используют специальные жесты руками. Часть их тоже взята из ПДД. Вытянутая в сторону левая рука или согнутая в локте правая означают, что сейчас будет поворот налево, вытянутая правая или согнутая левая — поворот направо. (Кстати, и при обычном катании полезно показывать рукой, что вы сейчас будете поворачивать вправо или влево — выше шанс, что едущий сзади притормозит).

И еще два жеста: поднятая вверх прямая рука — впереди препятствие (яма, лежачий полицейский). Поднятые вверх обе руки указывают, что пора тормозить. Велосипедисты в этой ситуации вытягивают руку вниз и немного в сторону ладонью назад.

«Если на роликах не избежать столкновения, опять-таки используйте газон, — рекомендует Александр Сухоруков. — Выскочите на него, но не останавливайтесь — сразу упадете, а продолжайте бежать, чтобы погасить скорость. Главное, чтобы по пути не было деревьев! И не падайте с высоты своего роста. Чувствуете, что деваться совсем некуда, срочно приседайте. Из этого положения падайте на защиту и не втыкайтесь в асфальт, а скользите на ней». С велосипеда постарайтесь упасть вбок, по возможности на газон, и в последний момент оттолкните инвентарь от себя: удары о раму и прочие трубы бывают довольно болезненны.

Повышайте свое мастерство катания и внимательно следите за ситуацией вокруг — и пусть летний сезон пройдет без травм!