Любая «типология» практикующих весьма условна: каждый из нас уникален, бесполезно измерять глубину личности линейкой. Однако, опираясь на древнеиндийские тексты, знания аюрведы и опыт современных преподавателей, можно вывести некоторые отличительные признаки того или иного вида практикующих. Наиболее распространены четыре классификации йогов. Сегодня мы расскажем о двух из них.

Виды йогов: «слабые», «умеренные», «ревностные», «ревностные в наивысшей степени»

Эту классификацию предлагает «Шива-самхита», древнеиндийский текст по классической йоге, один из наиболее авторитетных и исчерпывающих источников. В этом трактате главным критерием типологии практикующих является состояние их ума и личностные характеристики. Мы попросили экспертов поразмышлять на эту тему.

* Слабые. «Это люди с неустойчивой психикой, не умеющие концентрироваться, — говорит Ярослав Авдиев, преподаватель инструкторских курсов школы-студии YogaMind. — Они склонны отвлекаться, у них мало того, что в йоге называют намерением. Зато присутствует тяга к бесконечным удовольствиям. Таким людям сложно практиковать регулярно».

На чем сконцентрироваться? На мантра-йоге и ознакомительных занятиях для новичков.

* Умеренные. «Такие люди живут размеренной жизнью, они не слишком активны, но при этом сфера их интересов весьма широка, — говорит Ярослав Авдиев. — На вид их практика пассивна — динамическое выполнение асан их не увлекает, но внутри у них идет большая мыслительная работа, они изучают тексты, размышляют».

На чем сконцентрироваться? Согласно текстам «Шива-самхита», таким ученикам лучше заниматься лайя-йогой.

* Ревностные (горячие). Это люди весьма страстные, целеустремленные, увлекающиеся и эмоциональные. «Они проявляют лидерские качества, терпение, но при этом склонны применять одни и те же правила и мерки к себе и другим», — дополняет Ярослав Авдиев. И практика у них соответствующая: интенсивная, направленная на достижение какой-то конкретной цели.

На чем сконцентрироваться? На занятиях хатха-йогой и расслабляющих практиках.

* Ревностные в наивысшей степени (очень горячие). «Они, как правило, очень сфокусированы, развиваются самостоятельно, у них нет лишних намерений и занятий, — говорит Ярослав Авдиев. — Они очень заметные, они лидеры, их увлеченность легко передается другим».

На чем сконцентрироваться? «Шива-самхита» одобряет для них занятия всеми видами йоги (мантра-йога, лайя-йога, хатха-йога, раджа-йога). Важно не забывать об умеренности.

Современные эксперты не советуют воспринимать эту классификацию буквально. «Все же это не отдельные типы учеников, а скорее стадии развития практикующих. И смысл заключается как раз в том, чтобы постепенно пройти все их и прийти к внутренней гармонии», — подытоживает Ярослав Авдиев.

Виды йогов: «саттвический», «раджастический», «тамастический»

В основе этой классификации практикующих — понятие о гунах (совокупностях свойств материи).  Согласно ведической философии их три: саттва, раджас, тамас. В душе каждого из нас они переплетаются особым образом, и именно сочетание гун обуславливает наш характер, склонности и т.д. То же самое касается и всего вокруг нас: скажем, преобладание той или иной гуны в каком-то продукте будет определять его вкус и воздействие на наше тело. Эта концепция позволяет выделить несколько стадий развития практикующего (и соответственно, обозначить виды учеников, которые на каждой из них находятся).

* Тамастический. «Находясь в состоянии тамас, человек испытывает вялость, лень, его может тянуть к вредным привычкам. Самый большой риск для этого состояния — бросить практиковать вообще или даже не начать этого», — говорит Светлана Селихова, преподаватель хатха-йоги студии «Воздух».

«Тамастические ученики мотивированы чаще всего не развитием, а пониманием собственных недостатков», — уточняет Ярослав Авдиев.

На чем стоит сконцентрироваться? На регулярности практики и осознании своих реальных мотивов. Стоит также очень внимательно выбирать себе преподавателя. «Есть учителя, которые создают на уроках закрытую обстановку, мотивация, которую они транслируют, основана на страхе, унижении или чувстве собственной неполноценности. Для тамастических учеников они очень опасны», — дополняет Ярослав Авдиев.

* Раджастический. «Это ученик, добившийся постоянства в своей практике, — говорит Светлана Селихова. — Со страстью и азартом он осваивает асаны, разные виды йоги. Его может штормить из стороны в сторону, от одного класса к другому». При этом, однако, таким практикующим свойственно заниматься слишком усердно, без оглядки на собственные возможности.

На чем стоит сконцентрироваться? На умеренности во всем и умении прислушиваться к сигналам своего организма. «Главная задача — выработать постоянство и слегка усмирить себя, не покалечиться. А также помнить про свои индивидуальные особенности и противопоказания», — подытоживает Светлана Селихова.

* Саттвический. «Эти светлые люди, постоянные в своей практике. Они таковы, что у них есть намерение, но нет привязанности, — говорит Ярослав Авдиев. — Их мотивация для практики — внутренняя, происходит из желания развиваться и становиться лучше». Такие ученики не стремятся к быстрому результату и корректируют свою практику в зависимости от собственного состояния.

На чем сконцентрироваться? «Сложно рекомендовать саттвическим ученикам что-либо, кроме как делиться своим состоянием с другими, ведь их практика и так сбалансирована», — говорит Ярослав Авдиев.

«Практика саттвических учеников постоянна, регулярна и постепенна. К такому состоянию, я считаю, стоит стремиться каждому практикующему», — добавляет Светлана Селихова.

Сегодня мы разобрались в типологиях йогов, основанных на ведической философии и трактатах. Но ими тема не исчерпывается! В ближайшее время расскажем о более современных классификациях, а заодно выясним, какими видят своих учеников преподаватели йоги. Оставайтесь с нами, следите за обновлениями на сайте.