Показательный случай произошел с моей знакомой, Натальей. Будучи мамой 13-летней дочери, она решила приобщиться к молодежной культуре, записалась на хип-хоп в группу начинающих и... «На первом же занятии почувствовала себя ущербной. В группе были в основном подростки от 12 до 20, и они легко и быстро справлялись со всеми связками. Я же застревала между элементами, и когда вся группа воспроизводила новые движения, я пыталась повторить то, что показывали в самом начале. Не знаю, стоит ли продолжать?»

Если в дошкольные и школьные годы вы занимались спортом или танцами, за счет развитой двигательной памяти, мышечной памяти, скорости реакции и умения концентрироваться вам будет значительно проще вернуться к ним и в зрелом возрасте. В противном случае можете оказаться в той же ситуации, что и моя знакомая.

Дело в том, что координация развивается у человека даже не с первых шагов, а с первых месяцев жизни, когда малыш пытается переворачиваться со спинки на живот или достать пяткой до лба.

Ребенок познает мир в движении. «Развитие мышления, памяти, внимания, воображения происходит у него в опоре на совершаемые действия, — рассказывает Лариса Попова, хореограф, руководитель детского ансамбля “Радость”. — Дети обладают высокой способностью запоминать и воспроизводить движения, которые им показывают. Зачастую у них это получается быстрее и лучше, чем у взрослых: мозг еще не перегружен лишней информацией, легче создаются так называемые нейронные связи, которые помогают разучивать элементы. Именно поэтому развивать координацию лучше с детства».

Но что делать тем, кто упустил время, а теперь хочет заниматься танцами? Совет один: много заниматься индивидуально, буквально по шагам, медленно разучивая каждый элемент.

Невролог Олег Лисин из многопрофильного центра «Наша клиника» считает, что развить способность воспроизводить движения можно в любом возрасте. Не под силу это может оказаться только тем, у кого проблемы с координацией связаны с заболеваниями, например, травмами или опухолями мозжечка, последствиями инсультов. «Есть также случаи, которые не считаются патологией и не поддаются лечению, но проблему с координацией, например в танцах, создают, — говорит Олег. — Это врожденный синдром амузии — когда человек не может попасть в ритм, потому что не понимает музыку, не способен ее правильно услышать».

Если у вас есть проблемы с координацией, для начала постарайтесь исключить какие-либо заболевания и патологии. Для этого Олег Лисин предлагает пройти простые тесты Румберга:

Тест 1. Лягте на твердую поверхность, закройте глаза и попытайтесь дотронуться правой пяткой до левого колена и наоборот.

Тест 2. Поставьте стул на расстоянии трех метров от стены, развернув к ней сиденьем. Сядьте на него. Закройте глаза. Встаньте, немного постойте, пройдите к стене, не касаясь ее, развернитесь. Пройдите обратно к стулу, развернитесь и сядьте на него ровно.

Тест 3. Встаньте, правая нога чуть впереди левой, закройте глаза. Вытяните руку перед собой и попытайтесь коснуться указательным пальцем кончика носа. Выполните правой и левой рукой.

Если все тесты пройдены успешно — ничто, кроме лени, не помешает вам разучить самые сложные танцевальные элементы.

Для развития координации полезны простые упражнения, которые можно выполнять дома. Повторяйте каждое столько раз, сколько сможете и захотите, в идеале не менее 5-10 минут. Выполняйте комплекс ежедневно.

1. Пройдите по комнате. Ступая правой ногой, сгибайте левую руку и наоборот.

2. Правой рукой делайте круговые движения, а левую поднимайте вверх-вниз и наоборот.

3. Лягте на кровать. Руками и ногами делайте «велосипед». Начиная «крутить педали» с правой ноги, руками крутите с левой и наоборот.

4. Встаньте скрестив ноги: правая перед левой. Одновременно скрестите руки, чтобы впереди была левая. Прыжком поменяйте положение, чтобы вперед вышли правая рука и левая нога.

5. Встаньте прямо, поднимаете перед собой правую ногу, тянетесь к ней левой рукой и наоборот.

6. Подрыгивайте, перескакивая с одной ноги на другую. Подпрыгивая на левой, выносите вперед правую руку, и наоборот. Делайте попеременно, постепенно увеличивая темп.

Хорошо развивает координацию и степ-аэробика. Вот пара простых упражнений.

Прыжки. Встаньте на степ, руки на талии. Прыжком переместитесь влево, опустите левую ногу на пол и одновременно с этим поднимите вверх правую руку. Прыжком вернитесь в исходное положение и повторите упражнение в другую сторону. Сделайте 10 повторов.

Рука на плече. Встаньте лицом к степу. Шагните левой ногой на скамейку, одновременно поднимая к плечу правую руку. Повторите упражнение для правой ноги и левой руки. Сделайте 10 повторов.

А вот упражнения на координацию, которые тренер по аквааэробике клуба «ФизКульт» Андрей Михайлов советует выполнять во время тренировки в бассейне.

Бег на месте (на мелкой, до плеч, воде). Бегите на месте, одновременно поднимая и опуская в воде руки. Начните бег с левой ноги и повторите упражнение.

«Удар» (на глубокой воде, под ногами не чувствуется дно, с поддерживающим поясом или нудлсом). Одновременно выбросите обе ноги вперед, как будто хотите отбить мяч. Подтяните вверх левое колено, сделайте «удар» обеими ногами назад, подтяните вверх правое колено. Теперь выполните движения противоходом: удар назад, правое колено, удар вперед, левое колено. Сделайте 10 повторов.

«Юла» (на мелкой воде). Приподнимите вверх согнутое правое колено и, разводя руками воду от себя, поворачивайтесь по часовой стрелке. Сделав 5 кругов, начните движение в обратную сторону, приподняв вверх левое колено и загребая руками воду к себе.