В моем субъективном рейтинге достижений инженерной мысли велосипед занимает второе место — сразу после колеса. Я это понял три года назад, когда после 20-летнего перерыва сел на вел и за пару весенних недель не спеша объехал пол-Крыма. И потом, когда полтора года жил в американской глуши, где не было ни автобусов, ни такси. И теперь, на родине, моя любовь к велотранспорту крепнет с каждым днем езды с хорошей скоростью вдоль плотных пробок. Судите сами: дорога от работы до дома на метро занимает полчаса, на машине — от четверти часа до бесконечности, на велосипеде — стабильно 17 минут.

Если вы, как и я, в этом году планируете приобрести велосипед, делюсь стратегией, которую мне растолковали свободные, не ангажированные коварным производителем знатоки байков.

 

Цель

Первое, что нужно понимать про себя и свое будущее приобретение, — зачем оно вам надо. По назначению велосипеды делятся так.

BMX (Bicycle motocross) — с виду детские, при этом особо прочные маневренные байки. Их разработали в 1970-х годах в Америке специально для подростков, чтобы делать акробатические трюки и кататься по городу (стрит) и трассам (дерт). Если вы не планируете выделываться перед пацанами, смело проходите к следующей витрине.

Горные (MTB, mountain bike) — самая обширная категория, в которой есть модели для любого катания по бездорожью: даунхилл — скоростной спуск по склонам (модели с двумя подвесками); триал — гонки с препятствиями (особо прочные и легкие модели); фрирайд — спуск по бездорожью (двухподвесные модели с большим ходом вилки); кросс-кантри — скоростная езда по пересеченной местности (легкие рамы, хорошая амортизация); наконец, модели All mountain — подходят и для кросс-кантри, и для фрирайда.

Все это профессиональные модели, которые предполагают не столько активный отдых, сколько экстремальный спорт. И по функционалу, и по ценам — хорошие специализированные велосипеды начинаются от 30 тыс. руб. Дешевые их варианты покупать бессмысленно: в экстремальных условиях на них рассчитывать нельзя, а в городе больше подойдет качественный дорожный велосипед за те же деньги.

— это более гуманные, в смысле заточенные под обычного человека, модели. На них можно кататься и по городу, и по легкому бездорожью.

Дорожные велосипеды — название говорит само за себя. Это шоссейники, городские, круизеры и чопперы.

Шоссейные велосипеды (большие колеса, изогнутый руль, тонкие шины-трубки) предназначены для максимально быстрой езды по ровным дорогам. Вполне подходят для города, однако если вы любите запрыгивать на бордюры или вы не фанат катания согнувшись в три погибели, то поищите что-нибудь попроще.

Например, туристический велосипед — туринг — с большими колесами, крепкой рамой и багажником, предназначенный для загородных поездок по несложным трассам.

Городские велосипеды (удлиненные крылья, широкое мягкое седло, багажник, большие колеса) — самые удобные и недорогие велосипеды.

Круизеры — классические, часто винтажные велосипеды с плавными очертаниями. Эти байки для приятного катания по паркам и бульварам часто украшают различными орнаментами или красят в необычные цвета.

Наконец, растабайки, или чопперы — самые пижонские велосипеды для неспешных прогулок по городу. На них не принято, да и невозможно развивать большую скорость. Ручная работа, вычурные формы, спинки, подлокотники, стереосистемы, зеркала, переливающиеся спицы — все в этих велосипедах создано для того, чтобы прохожие сворачивали шеи, а друзья завидовали. Кстати, чопперы редко найдешь в обычных веломагазинах — их покупают с рук у самих создателей.

Выбирая из всего вышеописанного, главное — быть предельно честным с самим собой, чтобы не переплатить за ненужные функции. Сергей Курлович, велосипедист с 12-летним стажем: «Есть принцип отрицательного отбора — понимать, что вам не нужно. Половине людей, мечтающих о горном велике, на самом деле нужен городской. На городских, кстати, катается вся Европа и Америка. Современный горный велосипед нужен именно в специальных сложных условиях. Для города больше подойдет дорожный вел — он и комфортнее, и проще, и дешевле. А MTB в городе чаще нужен для понта, мол, вот у меня горный велосипед, я крут. За это многие и переплачивают втрое».

 

Цена и бренд

Первое, с чем предлагают определиться интернет-магазины при выборе велосипеда, — это бренд. Это и первая глупость, которую мы можем совершить. Борис Гирс, велосипедист и веломастер с 15-летним стажем: «По сути, велы разных брендов отличаются только рамой. Все остальное — обода и камеры, вилки, переключалки и прочее навесное оборудование — делают другие, и этих других можно перечесть по пальцам. Так вот, гораздо важнее качество навесного оборудования и состав рамы, чем название на раме. Во многом выбор бренда зависит от ваших представлений о прекрасном и желания потратиться, а вовсе не от качества велосипеда».

«С марками сейчас ситуация хитрая, — подтвердил мне его слова Сережа Курлович. — Для человека, который будет иногда гонять по Сокольникам и пару раз скатается в Крым, разницы в диапазоне 18–30 тыс. руб. и 8–10 основных брендов вообще нет. Покупая велосипеды Trek, Cannondale, Gary Fisher, GT и некоторые другие, ты явно переплатишь за марку, если он стоит меньше 40 тыс. руб. Да, в профессиональном классе действительно нет ничего лучше этих фирм. И там ты платишь бешеные деньги за уникальное качество. А покупая модели среднего класса от крутых производителей, ты покупаешь больше название и покрываешь расходы компании на маркетинг».

В категории 16–30 тыс. руб. у средних производителей навесное оборудование будет лучше за те же деньги. Просто потому, что их название на раме стоит дешевле. Менее раскрученные бренды — это, например, Merida, Giant, Atom, Norco.

По данным опроса на сайте популярного велосипедного интернет-магазина, самые ходовые марки — Merida (21% продаж), Stels (15%), Cube (14%), Trek (6%), Giant (5%) и Haro (4%). При этом популярный — не значит хороший. Например, тот же Stels профессионалы оценивают гораздо ниже, чем Merida, хотя в рейтинге популярности они стоят рядом.

Кстати, не стоит питать иллюзий и по поводу страны-производителя. Все, что стоит дешевле 30–40 тыс. руб., сделано в Китае или Тайване.

 

Цена и качество

Здесь встает резонный вопрос: если качество велосипеда в большой степени зависит от навесного оборудования, то каким оно должно быть? Как разобраться в этих манетках, переключалках, вилках-втулках и еще дюжине комплектующих?

Это гораздо проще, чем может показаться. Ориентируемся на переключатели скоростей: чем выше их класс, тем лучше вся прочая «навесуха». В таблице в порядке возрастания качества перечислены классы переключателей двух фирм, которые встречаются на российском рынке: Shimano и SRAM.

Производитель Shimano Производитель SRAM
Tourney (самый простой) TRXX (самый простой)
Acera или Altus 3.0 MRX
Alivio X.4
Deore X.5
Deore SLX X.7
Deore XT X.9
XTR (лучший в линейке) X.0 (лучший в линейке)

Разница в том, что переключатель XT и через восемь лет будет как новый, а Acera, возможно, придется менять уже через пару сезонов. Если вы активно катаетесь восемь месяцев в году, берите велосипед с задним переключателем уровня LX или выше, если только летом и только на выходных — хватит и Alivio.

Что же касается рамы, то нам, непрофессионалам, достаточно ориентироваться на ее вес и не разбираться со сплавами. «Разница в весе велосипедов за 22 тыс. руб. и, например, 37 тыс. — всего-то 1,5–2 кг, — объяснил мне Сережа Курлович. — То есть велосипед за 22 тыс. руб. — это около 14 кг, а за 37 тыс. руб. — может быть 12,5 кг. И дальше цена растет по экспоненте: горный вел 11 кг будет стоить в районе 45 тыс., 10 кг — 65 тыс., а 9 кг — под 100 тыс. руб.».

Вырисовывается следующая формула выбора велосипеда для любителей: определить тип велосипеда; определиться с бюджетом — 20 тыс. руб. более чем достаточно даже для продвинутого любителя; найти достаточно легкую (около 14 кг) модель с навесным оборудованием уровня LX и, не обращая особого внимания на крутизну марки, кататься на ней долго и счастливо.

Если вы не готовы заплатить такие деньги, обратите внимание на городские и туристические велосипеды — они априори дешевле горных. Если вы готовы потратить больше 20 тыс. руб., но меньше 37–40 тыс. руб., будьте благоразумны, не выбрасывайте деньги на ветер. Если вы позарез нуждаетесь в профессиональном горном велосипеде и можете себе его позволить, что ж, не забудьте прикупить мощную мопедную цепь (велосипедные перерезаются чуть ли не садовыми ножницами).

Велосипеды и их люди