Вейкбординг (wakeboarding) изобрел в середине 1990-х годов гавайский серфер Эрик Перез по прозвищу The Flyin Hawaiian («Летающий гаваец»). Ему первому надоело ждать у моря погоды — большой волны или сильного ветра, и он стал кататься на буксире за моторной лодкой, а то и просто за грузовиком, ехавшим по берегу. Перез также был первым, кто начал «в корыстных целях» использовать кильватер — след, который оставляет за собой быстро идущее судно.

Уже в конце 1990-х соревнования по вейку стали частью X-Games (альтернативные «олимпийские» игры по экстремальным видам спорта), а созданная в 1989-м World Skiboard Association была оперативно переименована в World Wakeboard Association.

Современный вейк — целая индустрия. Более двух десятков фирм во всем мире занимаются производством исключительно вейкбордического снаряжения — досок и креплений. Основные параметры доски — длина, ширина и изгиб. Длину подбирают в зависимости от веса спортсмена: чем тяжелее человек, тем длиннее должна быть доска. Крепления бывают двух типов: «сандалии» и «ботинки». «Сандалии» — универсальный вариант, так как с помощью ремешков подгоняются почти под любой размер ноги. Однако серьезные райдеры предпочитают «ботинки» — они надежнее фиксируют стопу. Внешне такие крепления очень похожи на ботинки для сноуборда, только с открытым носом.

Главная причина популярности вейкборда, конечно же, в том, что для тренировок не обязательно иметь под боком море. Сойдет любой речной затон, в котором отсутствует судоходство, или даже пруд. Если акватория настолько мала, что катеру негде разогнаться, ставят лебедку — по периметру водоема на небольшой высоте протягивают трос. Правда, у лебедочного катания есть минус — отсутствие волны, но для новичков или практикующих вейк в качестве фитнеса это даже хорошо. Если убрать всю акробатику (джиббинг, вейкскейт), вейкбординг вполне можно приравнять к работе в тренажерном зале: во время катания прилично нагружаются мышцы рук, ног и брюшного пресса.

Подавляющее большинство любителей вейкборда предпочитают прыгать по кильватерной волне, осваивая несложные трюки. Для таких целей покупается катер. Создать правильный кильватер — целое искусство. Чтобы катер-буксировщик выдавал волну нужного размера и формы, борта симметрично нагружают балластом, например обычными пластиковыми бутылками с водой. По словам руководителя вейк-клуба Wake Brothers и основоположника всего российского вейкбординга Андрея «Риги» Ригина, «центровка балласта — это важно». Небольшая ошибка в расположении пластиковых бутылок, и волна «рассыплется». Правильный кильватер может дать только мощное судно с мотором 350–400 л. с. Важная деталь — нельзя, чтобы катер дергал при наборе скорости, ускорение должно быть плавным, чтобы у райдера не вырывало из рук фал, а руки — из плеч (вывих плечевого сустава — самая распространенная вейк-травма).

Несмотря на то что вейкбординг не самый сложный вид спорта, учиться ему все-таки надо. На территории Москвы и Московской области действуют несколько сезонных школ, лучшими из которых считаются Wake Brothers на Клязьминском водохранилище, Wake Club Malibu в Строгине и Серебряном Бору, «Эпицентр» или М-Wake на Пироговском водохранилище. В холодное время года технику можно оттачивать в бассейнах, оборудованных лебедкой (на данный момент это «Измайлово» и «Олимпийский»). В Санкт-Петербурге кататься на вейке учат в серф-клубе Take Off, который создал Олег «Монстр» Остриков, и в поселке Коробицыно, где зимой работает горнолыжный курорт «Красное озеро», а летом все катаются по льду замерзшего озера на досках, используя в качестве тяги буксировочную канатную дорогу.