Некоторые сверхъестественные способности являются частью практики ушу, например так называемый отравленный взгляд: мастер смотрит на противника так, что тот испытывает сильный неконтролируемый страх. Или «отравленное касание»: при взаимодействии с мастером противник чувствует, что не может сопротивляться, и с трудом стоит на ногах. Так же действует и «поражающий крик».

Чрезвычайно популярно «искусство легкости», или чингун, которое часто демонстрируют в китайском цирке. Люди балансируют на куриных яйцах, висят на бумажных полосках, бегают по отвесной стене, прыгают по дощечкам на поверхности воды. Создатель стиля багуачжан Дун Хайчуань славился этими способностями. Однажды ученики искали его в темной комнате и не нашли, а когда зажгли свечу, увидели, что учитель висит на стене, держась за свиток с каллиграфией. Крайнее выражение «искусства легкости» — ходьба по воде и умение летать. Правда, такие феномены в реальности встречаются редко и относятся больше к области легенд.

Много споров вызывает существование линкуцзинь — искусства поражать противника ударом на расстоянии. Носителями этой традиции считают адептов стиля ян. Однако чистый эксперимент поставить трудно. Хотя свидетельства этому есть. Более того, некоторые мастера способны даже телепортироваться. Например, создатель айкидо Морихей Уэсиба к концу жизни научился мгновенно преодолевать большие расстояния.

Существует и такая экзотическая техника, как закаливание половых органов, что позволяет втягивать их внутрь тела и носить на них большие тяжести. Еще более известен прием цигуна, носящий название «железная рубашка» или «алмазный колокол», благодаря которому тело становится почти неуязвимым для режущих поверхностей.

Вполне правомерно говорить, что в ушу не было бы тэн гуннэн без привнесенной в эпоху Средневековья даосской и буддистской традиций. Оба учения содержали особые методы развития тела и духа. Основной целью даосизма было «выплавление пилюли бессмертия» и создание так называемого бессмертного зародыша, что достигалось сложными тренировками, употреблением алхимических препаратов и обращением к божествам. От буддизма ушу досталась особая йогическая практика тантраяна, позволяющая быстро достичь просветления без многочисленных перерождений.

Ушу, в отличие от даосских и буддистских методов, имеет дело с силами природы, а не обращается за помощью к сверхъестественным сущностям. Именно на этом основании представители метафизических учений полагают, что одними лишь ушуистскими методами тэн гуннэн не достичь. Даосы уверены: появление у человека паранормальных способностей — важный показатель правильного движения к просветлению. Ушуисты же считают их чем-то вроде побочных эффектов. Во-первых, тэн гуннэн крайне неустойчивы: сегодня они есть, завтра нет. Во-вторых, это соблазн: вместо того чтобы самосовершенствоваться, практик может начать зацикливаться на хождении по стенам. Сейчас и в Китае и в Японии появилось огромное количество «мастеров», приписывающих себе подобные умения, которые, однако, не спасают своих обладателей от хорошего удара кулаком по черепу.

Смотрите также: морихей уэсиба, виктор сяо, синъицюань, занятия цигун, практика цигун, стили ушу, летающие йоги