Бхагаван Раджниш, или просто Ошо (Osho, 1931–1990), родился в 1931 году в небольшом селении центральной Индии в состоятельной семье джайнов (джайнизм — религиозно-философское учение, возникло в Индии примерно в VI веке до н. э.; название происходит от слова «победитель» на санскрите). Совсем маленьким Ошо затевал споры о религии и высмеивал джайна-аскета, который приходил проповедовать его семье. А 21 марта 1953 года Ошо пережил просветление и полностью духовно переродился. «Я вышел ночью в сад, и вдруг все вокруг начало излучать свет... Вся Вселенная стала для меня благословением»,— вспоминал Ошо.

Позже Ошо с отличием окончил факультет философии в университете и начал преподавать в Райпурском колледже. Но его лекции сочли слишком революционными, и в 1966 году Ошо пришлось оставить преподавание. Под именем Ачарья Раджниш он разъезжал с лекциями по стране, яростно критикуя социализм, Ганди и пуританское отношение жителей страны к сексу. С 1962 года начал проводить семинары по медитации. А через 12 лет в индийской Пуне основал ашрам, куда потянулись многочисленные западные искатели вечной истины и хиппи. К 1980 году ашрам посещало 30 тыс. человек в год, в основном европейцы и американцы.

В 1981 году Ошо принял обет молчания и уехал в США. Его американские поклонники решили выкупить землю в штате Орегон и основать коммуну Раджнишпурам, ставшую со временем одной из крупнейших религиозных коммун в мире. На территории некогда пустынной местности возник целый город, где бродили десятки тысяч людей в бордовых одеждах. Очень скоро у поселенцев начались конфликты с местными жителями, в большинстве своем набожными христианами. Все закончилось попыткой руководства коммуны отравить соседей. Во время следствия Ошо утверждал, что проводил все время в молчании и не знал ничего о преступлении. Через несколько дней его освободили из-под стражи и выслали из страны. Ни в одном государстве, где он просил убежища, ему не разрешили остаться, и Ошо вернулся в Индию.

Последние годы жизни Ошо тяжело болел. По его утверждению, болезнь была следствием отравления таллием в американской тюрьме. С апреля 1989-го мастер прекратил общение с учениками и через восемь месяцев, 19 января 1990 года, скончался.

Идеи Ошо ближе всего по духу к индийскому учению о недвойственности Адвайты и дзен-буддизму. Ошо призывал учеников полностью освободиться внутренне. Необходимо отказаться от эго, или «ума», то есть от всякого рода социальных условностей, и вернуться в состояние чистого, детского восприятия мира. Одна из главных целей Раджниша — создание нового человека, Зорбы-Будды, у которого осознанность Будды сочетается с жизнерадостностью грека Зорбы, героя романа Никоса Казандзакиса.

При этом, по утверждению самого Ошо, все концепции ложны, в том числе и его собственная. «Слушайте не мои слова, а промежутки между ними — это и есть медитация. Неважно, что я говорю. Слова лишь двери к истине. Для меня они только инструмент, помогающий открыть пустоту». Когда в 1970 году Ошо попросили сформулировать десять заповедей учения, он сначала отказался, заявив, что против любых правил. Но потом все же в шутку сочинил десять заповедей. Первая — «никогда не подчиняйся никаким заповедям, кроме тех, что исходят из твоей души», последняя — «не ищи ничего. Существует лишь то, что есть. Остановись и посмотри».

Сегодня в мире существуют сотни центров, в которых проводятся ошовские практики. Самый крупный — все тот же ашрам в Пуне, который превратился в международный медитативный курорт. Гости, оплачивающие свое пребывание посуточно, посещают семинары по медитации Ошо и участвуют в разнообразных эзотерических классах. На территории можно ходить только в бордовых мантиях, как во времена самого Ошо. Но теперь по вечерам вместо живого учителя практики видят его на огромном экране и медитируют под видеозаписи его бесед.