Фильмов о монахах, живущих в монастыре на горе Суншань, что в провинции Хэнань (Китай), сняли больше, чем о Санта-Клаусе. «Храм Шаолиня», «Дети Шаолиня», «Король Шаолиня», «Шаолинь вызывает ниндзя» — список можно продолжать бесконечно. О монашеской ловкости и силе до сих пор складывают легенды, хотя двери в монастырь давно открыты для свободного посещения, и любой турист может не только пройти сквозь знаменитые врата, но и посмотреть на тренировки послушников. «Экскурсии идут с утра до ночи,— рассказывает инструктор телеканала „Живи!” по китайской гимнастике Станислав Рогачев.— Шаолинь — это раскрученный бренд, шоу-проект, в рамках которого постоянно проходят выступления спортсменов монашеских одеждах». Несмотря на рекламный флер, шаолиньское ушу было и остается важным составным компонентом понятия «ушу».

История возникновения этого стиля подробно описана в легенде об индийском монахе Бодхидхарме, который пришел в монастырь на горе Суншань в 530 году. Он практически сразу принялся проповедовать монахам основы ушу, но те не увидели в Бодхидхарме учителя. Тогда он в печали удалился в горы и девять лет провел в медитации, отвернувшись лицом к стене. Узнав об этом, монахи прониклись силой духа гостя и приняли его как великого учителя. Бодхидхарма пробыл в монастыре недолго, оставив после себя несколько комплексов упражнений. Изучать их можно только в Академии при монастыре Шаолинь, которая существует с 1994 года.

Шаолиньское ушу — внешний стиль. То есть в основе тренировок лежат именно физические упражнения, направленные на отработку техники боя. Однако помимо боевых навыков послушники в обязательном порядке получают знания по китайской медицине и ряду общеобразовательных предметов — математике, правописанию, литературе и т. д. Внешне отличить бойцов Шаолиня от адептов иных стилей ушу можно по белым гольфам (их, правда, надевают только по праздникам), а также по характерному топанью, сопровождающему принятие боевой стойки, и по ударам, которые наносят полусогнутыми руками. При этом движения в комплексах могут меняться. «Это нормально,— объясняет Станислав Рогачев, ежегодно приезжающий в Шаолинь на семинары,— когда ты возвращаешься в монастырь и обнаруживаешь, что в том комплексе, которому тебя обучали год назад, поменялись движения. А что китайцы? Они говорят: это же дао, все течет, все меняется — ничего страшного».

Смотрите также: тай чи упражнения, боевая йога, багуачжан, тайцзицюань в москве, винчун, китайская гимнастика цигун упражнения, боевой цигун, цигун боевое, синъицюань, занятия цигун, занятия цигун в москве