В буквальном переводе с санскрита «прана» означает «дыхание». Возможно, из-за этого многие связывают ее исключительно с дыхательными упражнениями. На самом деле прана — намного более широкое и важное понятие для дхармических религий (индуизм, джайнизм, буддизм, сикхизм).

Индийская философия утверждает, что в мире есть два основных элемента. «Вселенная представляет собой сочетание праны и акаши, человеческий организм — тоже. Акаша дает материю, прана — энергию»,— пишет великий индийский философ и учитель Свами Вивекананда (1863–1902). Из акаши произошло все осязаемое в мире. А прана — это сила, при помощи которой акаша обретает форму и материализуется в предметах.

Аюрведа делит прану на пять типов внутренней энергии: прана (собственно дыхание), удана (энергия голоса, речи), самана (теплорегуляция, пищеварение), вьяна (сознательные движение мышцами) и апана (выделение шлаков).

Подобно крови, прана циркулирует по энергетическим каналам человека — нади. Необходимо осознать движение праны и научиться им управлять.

Чтобы освоить это искусство, используют ряд практик. «В индийской традиции йоги этот метод — пранаяма,— делится опытом ведущий преподаватель московского Аштанга-йога-центра Илья Журавлев.— То есть техника осознанной регулировки процессов дыхания и выполнения контролируемых задержек дыхания — кумбхак, а также мышечных замков — бандх. Традиционно все это осваивается после того, как адепт приобрел опыт в практике асан (поз хатха-йоги) и шаткарм (очистительных процедур йогов)».

Освоение пранаямы — тонкая работа. Так древний текст «Хатха-йога прадипика» гласит: «Правильной практикой пранаямы многие болезни исцеляются, а неправильной — приобретаются».

Свами Вивекананда утверждал, что, научившись управлять праной собственного тела, человек сможет подчинить себе всю мировую прану: «Йог, который сделал это, достигает совершенства, и никакая сила более не властвует над ним».