Обычно говорят: все, что нужно для занятий йогой, — это книги и коврик. Однако самым важным в постижении древнеиндийской науки все равно является учитель, или гуру. Именно он объясняет ученику так называемые ступени йоги, одной из которых и является правильное выполнение асан. «Человек должен направить свои мысли таким образом, чтобы они не мешали, а, наоборот, помогали расслабить тело, сопротивляющееся непривычному положению, — объясняет руководитель Московского института йоги Патанджали Сергей Резниченко. — Медленно, но верно вы начинаете управлять своим телом, хотя поначалу очень непросто заставить вывернутые наизнанку руки или шею расслабиться. Я уверен, что самое главное — это правильные учителя. Без четкого руководства я сам бы прошел в йоге ноль миллиметров».

Согласно древним книгам на свете существует 8,4 млн асан. Их различают по типам воздействия на тело (растягивающие, скручивающие, силовые, перевернутые, сдавливающие, комбинированные) и разум (медитативные, то есть подготавливающие к практике высших ступеней йоги, и терапевтические, то есть обладающие психо- и физиотерапевтическим воздействием на организм). Самая первая асана, которую проходят на начальном уроке адепты всех без исключения направлений йоги, — это тадасана. Исходное положение: встать прямо, носки и пятки вместе, руки свободно висят вдоль туловища. Необходимо сконцентрироваться на центре тела (точка, располагающаяся чуть ниже пупка) и равномерно перенести вес всего тела в стопы. Несмотря на кажущуюся легкость, многим эта поза дается с большим трудом: стоять прямо, не покачиваясь, в течение как минимум пяти минут довольно трудно.

Еще одна асана, с которой знакомят в самом начале обучения, — это шавасана, или поза трупа. Ученики ложатся на пол и сознательно расслабляют все мышцы. Впрочем, шавасана не так проста, как кажется. Многие ошибочно воспринимают ее как обычное расслабление после физической нагрузки и просто засыпают в конце урока. Вопреки распространенному мнению шавасана — это одна из самых трудных с ментальной точки зрения йогических поз. Нужно не просто расслабить мышцы, но унять поток мыслей, полностью переключиться на осознание собственных ощущений.

Самый популярный во всем мире комплекс асан — Сурья намаскар («приветствие Солнцу»). Классическая техника исполнения этого комплекса, описанная в древних текстах, сильно отличается от общей, принятой в наши дни последовательности. В индийской мифологии богу солнца Сурье поклоняются как символу здоровья и бессмертия. Известно, что Тирумалай Кришнамачарья подробно объяснил выполнение Сурья намаскар Шри К. Паттабхи Джойсу (он разделил комплекс на два типа: первый вариант состоит из девяти, второй — из 17 асан). Собственные варианты выполнения комплекса есть также у Б. К. С. Айенгара и Свами Шивананды, которые отличаются друг от друга и набором асан, и их последовательностью. Иными словами, у каждого йога своя Сурья намаскар.

Комплекс выполняется как единое непрерывное упражнение. Каждая поза является противоположностью предыдущей. Ежедневное повторение обеспечивает гибкость позвоночнику и суставам, а также улучшает общее физическое состояние. В священных текстах сказано, что ученика, выполняющего комплекс, ждет исцеление от разных болезней, в том числе от желтухи и даже проказы. Так ли оно на самом деле, не столь важно. Большинство современных людей, практикующих йогу, рассматривают асаны как особые терапевтические упражнения, и лишь немногим удается докопаться до сути, которую лучше всех объясняют сами йоги. «Я начала заниматься, когда мне было уже за 30, — рассказала инструктор по йоге-23 Наталья Егорова. — Меня пугали: мол, и после 25 уже крестец не до конца раскрывается, так что радуйся, если на корточки присесть сможешь. Но я и на шпагат села, и асаны все делаю. Важно понимать, что йога — это не мышцы. Не голова слушает тело, а тело голову».