В прошлом году в Польше на основании данных фоторадара велосипедиста оштрафовали за превышение скорости. В Минске не так давно велосипедист столкнулся с выскочившей на него женщиной, сломал себе ногу, а потом еще и штраф за правонарушение заплатил. А одна моя знакомая в Австрии как-то раз серьезно поплатилась за «вождение» велосипеда в нетрезвом состоянии. Всего пары бокалов вина хватило, чтобы ей выставили штраф в 1500 евро. А в качестве альтернативы пригрозили недельным тюремным заключением.

У нас в стране ДПС вроде как никого на великах не останавливает и не штрафует. Но лично я, проезжая мимо них, каждый раз задумываюсь: а могут ли мне все-таки предъявить какие-то претензии? Каковы правила дорожного движения для велосипедистов?

Что же такое велосипед?

ПДД определяют его, как «транспортное средство». Соответственно и правила передвижения на нем регулируются не только специальным 24-м разделом, касающимся также перегона скота, езды на мопеде и т. д. Все, что прописано для автомобилистов, касается и велосипедистов тоже. Скажем, необходимость проверки тормозной системы, рулевого управления… Это будет интересно любителям быстрой езды, которые облегчают свои велики, снимая с них тормоза. Согласно ПДД, двухколесным средством передвижения, как и машиной, нельзя управлять, если долго не спал. Вот уж никогда бы не подумала!

Есть и еще один любопытный нюанс. Человек, ведущий велосипед, по тем же ПДД, является пешеходом. То есть, слезая с седла, всего за пару секунд вы переходите в иную категорию участников дорожного движения и должны соблюдать правила, придуманные для них.

Где можно ехать на велосипеде?

Вот что меня удивило больше всего. Раз велосипед признают транспортным средством, это автоматически выпроваживает двухколесных с тротуара. Там велосипед можно только вести. А ехать, согласно правилам, нужно по проезжей части — по велодорожке. А если ее нет — фактически бок о бок с автомобилями в крайней правой полосе или по обочине. Хорошая новость: по полосе для общественного транспорта ехать можно (и очень удобно — здесь практически нет машин). Перед зеброй нужно снижать скорость и пропускать пешеходов.

Получается, что все, кто катается по дорожкам в парках, являются, согласно ПДД, злостными нарушителями.

И что, даже оштрафовать могут?

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает штрафы для велосипедистов, пренебрегающих ПДД. За нарушения, допущенные в состоянии опьянения, — 300-500 рублей (для сравнения водителей авто за ту же провинность лишают прав на срок от полутора лет). За «причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью другого участника дорожного движения», то есть наезд на пешехода, — 1000-1500 рублей. Любые другие нарушения (примеры — ниже) предполагают штраф 200 рублей.

«Конечно, по факту никто никого не штрафует, — говорит Борис Гирс, велосипедист и веломастер с 17-летним стажем. — Все эти санкции прописаны на случай возникновения какой-нибудь чрезвычайной ситуации». То есть пока все спокойно и не возникает аварий, сотрудники ДПС закрывают глаза на любые нарушения.

Какие правила движения для велосипедистов действительно важны?

Хоть и не штрафуют, а соблюдать правила все-таки стоит, если дороги жизнь и здоровье. Вот важнейшие из них, те, что могут уберечь вас от аварии:

– Поворот налево запрещен на всех дорогах, где более одной полосы в данном направлении. Чтобы выполнить маневр, лучше слезьте с велосипеда и перекатите его по зебре.

– Никогда не ездите по встречке, даже по краю проезжей части, — это одна из самых частых причин ДТП с велосипедистами.

– Не переезжайте по зебре на велосипеде. Вы двигаетесь быстрее пешеходов, и водители могут не оценить скорость вашего движения.

– Свои маневры, согласно ПДД, нужно обозначать знаками. Остановка — рука вверх. Поворот или перестроение направо — вытянутая вправо правая рука. То же самое при повороте и перестроении налево, только жест делают в противоположную сторону.

– Во время движения на велосипеде не разговаривайте по телефону.

– Оборудуйте свое двухколесное транспортное средство фарами или фонарями. По правилам, кстати, их требуется включать даже днем.

– Не перевозите пассажиров ни на раме, ни на багажнике. Исключение — дети до 7 лет на дополнительном сиденье с подножками.

– Ну, и конечно, выпил — за руль не садись.