Американский совет по физическим упражнениям (АСЕ) — крупнейшая в мире некоммерческая организация, которая обучает и сертифицирует фитнес-инструкторов. В своих прогнозах, обновляемых каждый год, она опирается на опросы среди тренеров, медиков и диетологов.

В наступающем году американцы перестанут увлекаться нездоровыми диетами, полюбят зумбу и будут тренироваться под руководством приложений для мобильных телефонов, считает Совет. Что из этого может прижиться в России, рассказывают наши фитнес-эксперты.

1. Страх перед лишним весом. Желание похудеть было и остается главной причиной для занятий фитнесом среди американцев. Три из пяти жителей США страдают ожирением — с такой статистикой уже не до кубиков на животе, быть бы здоровым.

«Проблема ожирения в России стоит не так остро, как в США, но собственное здоровье интересует россиян не меньше, — говорит диетолог лаборатории красоты Vital Наталья Григорьева. — Сужу по своим клиентам: иногда ко мне приходят девушки, у которых и лишнего веса-то всего 2-3 кг, но они понимают, что питаются неправильно, что из-за этого чаще устают, страдают от проблем с желудком и именно поэтому хотели бы изменить ситуацию».

2. Комплексный подход. Чтобы увидеть результаты тренировок, нужно правильно питаться — за планом питания лучше обратиться к диетологу. Если следовать плану не получается (например, потому что слишком хочется сладкого), разобраться в причинах этого поможет психолог. ACE считает, что в Америке будущее за комплексным подходом: человек будет идти в фитнес-клуб не столько ради тренировок, сколько за полноценной программой дальнейшей жизни. Соответственно, наряду с тренерами клубы будут брать в штат диетологов, психологов и физиотерапевтов.

Бренд-менеджер «TERRASPORT Коперник» Андрей Силантьев считает, что в России время для этого еще не пришло: «Наша фитнес-индустрия пока не так развита, как в США. В Москве, по статистике, фитнесом занимается всего 3-5% населения, а по России и того меньше, — говорит он. — Тогда как в Штатах эта цифра равна 15%. Там конкуренция между клубами выше, отсюда необходимость предложить клиенту уникальную услугу. Ведущие фитнес-клубы России тоже к этому стремятся. Однако комплексный подход, при котором человеком одновременно занимается команда из медика, фитнес-инструктора и психолога, пока отсутствует». При этом, по его словам, по запросу доступны и услуги массажиста, и консультация врача-реабилитолога, и разработка индивидуального плана питания. При определенных условиях эти услуги даже могут входить в стоимость фитнес-карты.

3. Отказ от нездоровых диет. Несмотря на активную просветительскую работу специалистов в сфере здравоохранения, среднестатистический гражданин США по-прежнему думает, что лучший способ похудеть — сесть на строгую или модную диету. Поэтому в следующем году продолжат развиваться специальные образовательные кампании и программы, призванные объяснить людям, что нельзя похудеть быстро и сохранить этот результат надолго.

«Россияне, в принципе, уже начали отказываться от жестких и нерациональных диет, — говорит Наталья Григорьева. — Во-первых, потому что накопили негативный опыт похудения на подобных разгрузках и устали метаться от одного модного метода к другому. Во-вторых, они уже знают, что только медленно сбрасывая вес, не наберешь его быстро обратно».

4. Влияние технологий. Страницы в соцсетях, мобильные приложения, онлайн-программы — фитнес в Америке становится все более интерактивным. Кроме того, у тренеров в следующем году появится еще больше возможностей контактировать со своими клиентами не только напрямую, но и посредством интернета.

Россия в этом отношении старается от Америки не отставать: практически у всех крупных сетей фитнес-клубов есть свои страницы в соцсетях («Вконтакте», «Фейсбук»), аккаунты в «Твиттере» и «Живом Журнале». На регулярно обновляемые страницы «ЖИВИ!» в «Фейсбуке» и «Вконтакте» в совокупности подписано около 27 тысяч человек.

5. Фитнес для пенсионеров. «Люди зрелого возраста с удовольствием занимаются фитнесом — что в Америке, что в нашей стране, — говорит Татьяна Лисицкая, автор и ведущая программы “50+” на телеканале “ЖИВИ!”. — Занятия в фитнес-клубе для них не только возможность укрепить здоровье, но и приятно провести время, пообщаться — ведь не секрет, что пенсионеры часто страдают от одиночества».

Однако на этом сходство заканчивается, и начинаются различия: по мнению ACE, у американской аудитории 50+ популярностью будут пользоваться групповые занятия. У нас это не станет серьезным трендом, потому что фитнес-карта большинству российских пенсионеров не по карману. «В Америке и Европе пенсионерам значительно проще оплатить свое членство в клубе — фактически это покрывается страховкой, — говорит Татьяна Лисицкая. — В России этот вопрос решить может только государство: выделить подходящие помещения для центров социальной защиты населения и привлечь волонтеров».

6. Самые популярные фитнес-программы. Среди американских лидеров — зумба (микс латины и несложных движений из аэробики), TRX (вариант функционального тренинга со специальными петлями) и Boot camp (урок в стиле милитари с характерными для тренировок новобранцев упражнениями и командными состязаниями). Объединяет эти довольно непохожие фитнес-дисциплины одно — они не скучные.

Перспективы в России у них разные, считает независимый фитнес-эксперт Анастасия Яцына. «Зумба, скорее всего, не приживется, — говорит она. — В отличие от США, в России люди начинают заниматься танцевальными направлениями, потому что хотят научиться танцевать, красиво и грациозно двигаться, а не просто хорошо провести время и получить удовольствие от занятий».

Будущее Boot camp, по мнению Анастасии, тоже под вопросом: «Boot camp — высокоинтенсивная небезопасная тренировка, которая противопоказана большинству занимающихся». А вот TRX в России может «выстрелить», считает эксперт: «Программа интересная, позволяет быстро и качественно проработать все мышцы тела. Да и функциональный тренинг в России любят». Кроме того, в будущем году в нашей стране сохранится интерес к йоге и пилатесу (а также их симбиозу — йогалатесу) и, конечно, к занятиям с персональным тренером, добавляет Анастасия.