Вуху — это райский островок, напоминающий Гавайи. На острове есть действующий вулкан, песчаный пляж, бухта с пристанью, аэропорт, маяк, а также дирижабль, который бороздит воздушное пространство. Одна беда: Вуху существует лишь в виртуальном измерении. Придумали и запрограммировали его сотрудники японской компании Nintendo, уже несколько лет разрабатывающей игры для консоли Wii. В Америке Wii Sports Resort проходит под грифом active-play gaming («активная игра»), ее с большой помпой представили в Нью-Йорке в июле 2009 года. Теперь игрушка добралась и до России.

Прыжки с парашютом, , рафтинг, фрисби, маунтинбайк — дисциплины, которые возможно осваивать, имея в наличии телевизор, консоль Wii и диск с игрой. Список не полный — есть еще , , боулинг, фехтование и , но лично мне, давно свихнувшейся на экстриме (на рабочем столе у меня, к примеру, красуется картонная серфовая досочка, а сама я давно собираюсь сигануть с какого-нибудь небоскреба в костюме белки-летяги), естественно, больше всего интересны парашюты.

Сначала — регистрация, знакомая по другим играм из серии Wii. Имя, возраст, рост, вес, вредные привычки — полный анамнез. Следующий шаг — процедура выбора усов, формы носа, прически, одежды: все как положено в компьютерной игре. И только после этого наконец сама игра.

Мой экранный персонаж садится в грузовой отсек самолета, где совершенно неожиданно обнаруживаются штук семь таких же мультяшных человечков (откуда они взялись, не объясняется). Самолет резко взмывает вверх, и вскоре остров Вуху превращается в еле различимую точку, а потом вообще исчезает за облаками. По самым скромным подсчетам, прыгать придется с высоты не менее две тысячи метров. Пока человечки толпятся у открытого люка, вспоминаю, что настоящие парашютисты, сдавая норматив РОСТО (Российская оборонная спортивно-техническая организация, бывшая ДОСААФ) и совершая прыжки с четыре тысячи метров, проводят в свободном падении максимум минуту и переживают при этом колоссальные перегрузки. Прыжок — лечу! То есть не я лечу, а повторяющий за мной все движения человечек. В руках у меня Wii Remote — специальный пульт, сообщающийся с консолью посредством Bluetooth. Объяснить толком, что именно я делаю, пока мой экранный прототип пролетает мимо мультипликационных облачков, сложно: сколько-то секунд я точно лежу на полу, выполняя упражнение, известное как «рыбка». Потом у меня за спиной «раскрывается парашют», и тут моя задача, вовремя вскочив на ноги, натягивать невидимые стропы и приземлиться ровно в нарисованный круг. Удается мне это далеко не с первой попытки, но через пару часов я все-таки плюхаюсь в цель. Компьютерные человечки бросаются «меня» обнимать и качать на руках — все как у студентов ДОСААФ.

Active-play gaming — идея гениальная. Вроде просто игра, но вместо того, чтобы часами просиживать перед экраном, шевеля только пальцами рук, ты скачешь козлом по комнате, размахиваешь руками, гнешься в разные стороны. При этом существуешь в параллельном мире, который по всем параметрам интереснее и лучше нашего, что, собственно, и отличает компьютерную реальность от повседневной жизни.

В разное время попытки компьютеризировать фитнес предпринимались в разных странах. В 2006 году компания Cybex придумала и выпустила ограниченным тиражом Trazer. Тренажер внешне напоминал робота Валли, с процессором вместо желудка и монитором вместо головы, и предназначен был для кардиотренировок и занятий на координацию движений. В Штатах Trazer получил статус реабилитационного оборудования. «Для старичков, деток и людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата», — объясняет менеджер российского представительства Cybex Сергей Поддубный. В Москве американская новинка места себе так и не нашла. Возможно, по одной причине: то, что отражает «лицо» робота, совсем не похоже на то, что транслирует на экран телевизора консоль Wii. В случае со Sports Resort — это режущая яркими красками картинка, в случае с Trazer — блеклый антураж, на фоне которого мечется яйцеголовый манекен без ног. Лично я успела застать Trazer в клубе «Gold’s Gym Лефорт», где он стоял в углу рядом с кулером. По слою пыли на приборной панели было понятно, что он там никому не нужен. «Люди еще не созрели для такого вида тренинга, — высказывает свою точку зрения Поддубный. — Самые смелые клиенты использовали его исключительно для разминки, но не для тренировки».

Налицо конфликт вкусов. Мы готовы играть дома в активные компьютерные игры, воображая себя вейкбордистами с острова Вуху, но еще не решили, не стыдно ли заниматься примерно тем же в публичном месте вроде фитнес-клуба. Необходимость такого оборудования мне как человеку, органически не переваривающему саму идею упражняться в клубе под пристальными взглядами десятков любопытных глаз, очевидна. Виртуальные тренажеры могли бы помочь перебороть прогрессирующую в современном обществе гиподинамию и проблему нехватки квалифицированных инструкторов в клубах. И Trazer, и Wii — универсальные солдаты. У них не бывает плохого настроения, они одинаково благожелательны и с симпатичными молодыми девушками, и с дамами в возрасте. С другой стороны, они, конечно, всего лишь компьютерные программы. Им не пожалуешься на легкое недомогание, не объяснишь, как именно стреляет в правом плече, не покажешь, в каком месте хрустит колено, когда приседаешь. Они не люди. Тренировки под их присмотром — своего рода обучающая игра. Но если научиться держать слово перед компьютерным человечком, то, возможно, и с живым тренером не будет проблем.

Кстати, Trazer переехал в «Gold’s Gym Динамо». Правда, стоит он там большую часть времени зачехленный. Всем заинтересованным лицам на заметку: можно познакомиться.