Я сама много раз наблюдала за регатами. Финский залив — да и Клязьма тоже — для меня все равно что дом родной. Прекрасно знаю, как это утомительно. Особенно если дело происходит в межсезонье, когда на пляже (пирсе, набережной) можно только ежиться от холода да успевать вовремя утирать сопли. Как правило, группа поддержки — жены с детьми, ближайшие родственники, друзья — приносят с собой термосы с горячим кофе, фляжки с виски и жгут на берегу мангалы. Продержаться без допинга, наблюдая за тем, как скользят по воде лодочки, очень трудно. Однако в случае с «Первым снегом» игра точно стоит свеч: впереди полгода зимы, и лодки, идущие по волнам под парусами, будут нам только сниться вплоть до мая.

Как объясняют сотрудники яхт-клуба «Пирогово», «Первый снег» — это гонка лодок классов «Дракон» и «эМ-Ка». Последние — предмет гордости отечественной судоходной промышленности. До «эМ-Ки» в современной России лодок так называемого национального класса не было. И лишь весной 2008 года группа активистов, в числе которой серебряный призер по парусному спорту Олимпиады-96 в Атланте Георгий Шайдуко, разработали швертбот (то есть одномачтовое парусное судно), способное конкурировать с гоночными яхтами иностранного производства.

Парадоксально, но факт: яхтенный сезон в Москве и области закрылся в конце сентября регатой Кубка федерации, которую ежегодно проводит Московская федерация парусного спорта. Однако по негласному регламенту частные яхт-клубы, например «Пирогово», имеют право устраивать собственные регаты когда им вздумается. Профессиональные яхтсмены, например главный тренер сборной России по парусному спорту Олег Хоперский и тот же Георгий Шайдуко, презрительно называют такие мероприятия «покатушками», тем не менее в них участвуют. На языке серферов «покатушки», или «каталка», означают отдых на море, сопряженный со спортом. То есть как бы отдыхаешь, не участвуешь ни в каких статусных гонках, но удовольствие от серфинга все равно получаешь. Оказывается, у яхтсменов то же самое.