Почему нам сложно работать в режиме многозадачности?

«Когда мы говорим о многозадачности, то обычно имеем в виду не буквально одновременное выполнение несколько разных дел, а необходимость очень быстро переключаться от одного дела к другому. Успех здесь зависит от множества факторов: темперамента, стрессоустойчивости, гибкости психики… Сангвиникам, например, проще жить в режиме многозадачности, меланхоликам — сложнее. Все потому, что у первых нервная система более гибкая, адаптивная», - комментирует клинический психолог Алиса Галац.

Тем не менее, как подчеркивает эксперт, всем нам приходится испытывать стресс, если дела валятся одно за другим, и мы не знаем, за что браться и как все успеть. «Сейчас практически любая работа предполагает многозадачность. Однако объем нашей оперативной памяти ограничен, а потому мы не способны параллельно выполнять несколько дел без потери качества. Особенно если речь идет о креативных задачах, требующих максимальной сосредоточенности», — поясняет Алиса Галац.

При этом, как добавляет эксперт, труднее всего работать в режиме многозадачности людям тревожным, эмоционально ригидным, медлительным или же, напротив, энергичным, но эмоционально-неустойчивым. «Этим типам личностей сложно управлять своим временем, расставлять приоритеты, держать в уме ту задачу, которая была брошена ради более срочной. Ситуацию осложняют и внешние факторы, в частности, уровень стресса на рабочем месте, необходимость пользоваться соцсетями (которые очень отвлекают) или просто болтливые коллеги», — добавляет специалист.

Однако, эксперт уверена: каковы бы ни были ваши природные данные или условия труда, навык многозадачности можно и нужно у себя развивать. «В противном случае, вы все время будете ощущать, что ничего не успеваете, «не дотягиваете», а это состояние — отличная почва для развития нервного истощения, депрессии или эмоционального выгорания», — говорит психолог. 

Правила эффективной работы в режиме многозадачности

По мнению эксперта, основные составляющие успеха здесь — это самодисциплина, целеустремленность и психическая гибкость. Вот простые шаги, которые помогут вам начать развивать в себе эти качества.

Заранее составляйте план дел

На день, на неделю и т.д. Можно также вносить в этот список не только практичные действия (позвонить, написать, отправить), но и цели, которые вы планируете достичь. Таким образом, вы не только лучше концентрируйтесь на делах, но и поддерживаете в себе мотивацию к их выполнению.

Ранжируйте дела по важности

Вы можете, к примеру, условно разделить их на три группы. «Срочные» — дела  которые нужно выполнить в первую очередь, чтобы не было неприятностей. «Текущие» — важные, но долгоиграющие задачи, которые занимают много времени (их можно разбить на несколько этапов выполнения). «Рутинные» — те ежедневные, привычные дела, которые не требуют интеллектуальных усилий, но важны с точки зрения трудового процесса: внести данные в таблицу, ответить на письма и т.д. «Такое ранжирование позволит проще ориентироваться в потоке дел и не кидаться выполнять второстепенные задачи, жертвуя чем-то действительно важным», — отмечает психолог.

Не делайте одновременно похожие дела

«Чтобы сэкономить силы, наш мозг обычно группирует однотипные задачи вместе, не видя между ними различий. Именно поэтому, например, мы легко можем ошибиться, если будем одновременно печатать текст и разговаривать. «Старайтесь параллельно решать только совершенно разные типы задач, например, разговаривать, и наводить порядок на столе. Однотипные дела, напротив, выполняйте в разное время или одно за другим», — рекомендует эксперт.

Развивайте концентрацию внимания и переключаемость

«Если вы замечаете, что вам трудно оторваться от какого-то дела ради более срочного, то старайтесь помогать себе — делайте пометки в ежедневнике (на чем вы остановились), ставьте сигнал на смартфон и т.д. Кроме того, вы можете тренировать гибкость психики и внимание, выполняя специальные задачки и упражнения. Их легко можно найти в интернете», — комментирует специалист.

Фиксируйте результаты

Обязательно помечайте те дела, которые завершены — ставьте «плюсики», закрывайте вкладки в браузере, откладывайте в специальную папку и т.д. «Мозгу нужен сигнал о том, что некая задача выполнена, и на нее больше не нужно тратить силы. Кроме того, этот прием наглядно демонстрирует вам ваши успехи, позволяет контролировать свою эффективность», — считает психолог.

Делайте перерывы

Не пытайтесь переделать все дела за утро, бегая «с высунутым языком», чтобы оставшуюся часть дня сидеть в соцсетях. Это приведет к истощению и непродуктивности. Наоборот, распределите работу на весь день, и, сделав какую-то ее часть, прервитесь на отдых.

Контролируйте «пустое» время

Прокрастинация — известный враг многозадачности, ведь она отбирает у вас силы, сбивает с рабочего ритма и способствует рассеиванию внимания. Именно поэтому старайтесь как можно меньше времени тратить на те занятия, которые никак не двигают вас вперед: болтовню с коллегами в курилке, затяжной обед, серфинг в соцсетях.