Зачем нам самореклама?

Раньше пиар прочно связывался в нашем сознании исключительно с медийным персонами, которые нанимали для этого специальных людей. В эпоху соцсетей каждый из нас стал своим личным пиарщиком, но до сих пор не все пользуются этим новым бонусом, а зря. Как отмечает клинический психолог Алиса Галац, самореклама — отличный способ продвинуться как в карьере, так и в личной жизни. «На рынке труда огромная конкуренция. И порой лишь грамотный пиар поможет вам выделиться из толпы, обратить на себя внимание руководства. Причем, вы можете демонстрировать только то и так, как считаете нужным — например, за счёт тщательного контроля постов в соцсетях», — комментирует клинический психолог Алиса Галац.

Как подчеркивает эксперт, умение грамотно себя «продавать» может быть полезно не только в профессиональной жизни, но и в личной. «Успешный самопиар — это отличный способ поднять самооценку, почувствовать свою реализованность, включенность в социум, присвоить себе свои таланты и особенности (что не всегда бывает просто). Ну и, кроме того, успешный, интересный человек, осознающий свои достижения, как магнит, притягивает к себе окружающих», — говорит специалист.

Почему «продавать» себя так сложно?

К сожалению, не всем из нас легко дается самореклама. «На многих людей все еще давят установки из советского прошлого, когда поощрялась одинаковость, а «высовываться» и быть «не как все» считалось неприличным. До сих пор у многих из нас в голове сидит убеждение в том, что самопиар — это «нескромно», — отмечает Алиса Галац.

По словам психолога, продвигать себя нам также часто мешает низкий уровень самоценности. «Бессознательно мы считаем, что просто не имеем прав на то, чтобы ценить свои достижения, и тем более, рассказывать о них другим. Часто так происходит с теми людьми, которых в детстве не замечали, не ценили или излишне строго критиковали», — поясняет эксперт.

Как подчеркивает специалист, важно отличать самопиар от обычного хвастовства. «Когда вы хвастаетесь, то искусственно выпячиваете что-то либо или вовсе придумываете несуществующие факты. Самопиар же — это эффектная презентация своих реальных достижений», — говорит Алиса Галац.

Как начать эффективно себя продвигать?

Осознайте то, кто вы. Известный консультант по проблемам менеджмента Хьюберт Рамперсад в своей книге «Аутентичный персональный бренд» рекомендует начать самопродвижение с внятного понимания того, каким человеком вы являетесь. Он советует честно задать себе ряд вопросов: «Каким человеком я являюсь? Каковы мои сильные и слабые стороны? Что меня вдохновляет? Что думают обо мне другие люди? Как бы они меня охарактеризовали?».

Концентрируйтесь на своих сильных сторонах. По мнению эксперта, после того, как вы расписали свои личные качества, важно сосредоточиться на том, что вы любите и умеете делать хорошо, а также на том, что в вас ценят окружающие. В итоге, именно ваши сильные стороны будут объектом пиара.

Сформулируйте цели самопиара. Хьюберт Рамперсад также рекомендует определиться с тем, чего вы хотите получить в результате самопиара. Он предлагает ответить себе на ряд вопросов: «Чего я хочу получить с помощью саморекламы? В каком профессиональном кругу я хочу получить известность? Зачем она мне? Какие эмоции должен вызывать мой образ у окружающих? Что они должны думать обо мне».

Регулярно сообщайте о своих достижениях. Не нужно замалчивать свои успехи. Обязательно делитесь с окружающими тем, что вы делаете или думаете. Отличный вариант сделать это уместно — это посты в соцсетях. Чем искреннее и эмоциональнее будет звучать рассказ о том, чем вы занимаетесь, тем больше шансов пробудить интерес окружающих.

Высказывайте свое мнение. Если вы в чем-то хороши, то имеете право на экспертную позицию. Поэтому не стесняйтесь регулярно выступать на рабочих собраниях или писать комментарии в соответствующих профессиональных онлайн-сообществах. Разумеется, что ваше мнение должно звучать максимально корректно и обоснованно. Если же вы обнаружили, что у вас нет своей точки зрения по какому-то вопросу, то старайтесь ее обнаружить — ищите информацию, слушайте высказывания других.

Принимайте признание. Если кто-то хвалит вашу работу, не принижайте ее значения, говоря. что “это ерунда” или «мне повезло». Наоборот, привыкайте говорить: «Спасибо».

Сотрудничайте с другими людьми. Как ни странно, но самореклама требует от нас открытости и плотного контакта с окружающими. Поэтому не жадничайте и старайтесь почаще рекламировать таланты своих знакомых и коллег. Особенно тех, кто уже преуспел в деле самопиара. Скорее всего, они будут тронуты, и с удовольствием сделают ответный шаг в вашу сторону.

Откажитесь от самокритики. Помните о том, что иррациональное самоедство — разрушает процесс самопродвижения. Поэтому раз и навсегда откажитесь от неконструктивной самокритики в духе «я - тупая», «неудачница», «руки не из того места растут» и т.д. Старайтесь рационально подходить к своим промахам — анализируйте ошибки, ищите положительные побочные эффекты и т.д. Учитесь даже в словах по отношению к себе использовать то, что называется «положительный рефрейминг»: вместо «тупая» — «недостаточно внимательная», «выскочка» — «лидер», «толстая» — «придирчивая к собственному весу» и т.д.