Отключение от реальности

Мы оказываемся во власти хитрых маркетологов уже в тот момент, когда переступаем порог магазина. Если снаружи суетно и шумно, то внутри торгового помещения всегда царит уют и спокойствие. Приятные запахи, приглушенный свет, ненавязчивая музыка, отсутствие окон и часов (прямо как в казино) — все эти условия созданы специально для того, чтобы отключить вас от реальности и заставить задержаться в магазине как можно дольше. Бродя между рядами с одеждой или косметикой в следующий раз, обратите внимание на то, как вы себя ощущаете. Скорее всего, вы почувствуете, что сознание несколько затуманено, а мысли текут медленно и спокойно. Кстати, в Европе, например, карманники тоже в курсе этого эффекта магазинов, и поэтому никогда не остаются без добычи.

Расположение товара

Не является случайностью и то, где именно висит или лежит товар на полках. Так, например, в крупных супермаркетах часть ассортимента стоит как бы отдельно от всего торгового зала, прямо перед входом, с яркими, крупными ценниками. И, сколько бы товар ни стоил, какого бы качества ни был, подсознательно он воспринимается как «избранный», а потому его сразу же хочется купить.

Как вы знаете, у кассы всегда находится множество мелких, милых и совсем ненужных вещичек. На контрасте с товаром в основном зале, цены на эти безделушки намного ниже, и, естественно, в порыве шопоголического импульса, мы часто берем их просто так, «до кучи». Ну а для тех рациональных личностей, которые приходят в магазин со списком товаров, у маркетологов тоже кое-что есть. Чтобы спровоцировать у вас интерес к чему-то внеплановому они нарочно путают товары между собой на полках. В итоге, в поисках любимого крема вы вдруг видите очень необычный флакон духов или яркие блески для губ.

Ложная выгода

Самое уязвимое место любого шопоголика — это ощущение особой выгоды покупки. Распространенный способ сыграть на этом — сделать товар скидочным. Иногда это действительно позволяет сэкономить. К примеру, если платье вашей мечты за 10 тысяч рублей вдруг подешевело до 5 тысяч. Однако часто скидки бывают ложными — это когда цена на товар на самом деле не меняется, но на ценнике указано, что он стоил дороже. К примеру, платье и раньше стоило 5 тысяч, а теперь на нем указано, что раньше оно стоило 10 тысяч, а сейчас «скинули» 50%. К сожалению, этот вид обмана отследить можно только опытным путем.

Другие распространенные игры с выгодой — это всевозможные акции: «Купите 3 вещи по цене 1», «праздничные наборы», «счастливые часы, дни», «всего за 9999 рублей», «подарок каждому при покупке на 5000 рублей» и т.д. Поддавшись на эти манипуляции, вы потратите больше, чем планировали на вещь, которая на самом деле вам не нужна.

К примеру, вам нужен был крем за 2000 рублей, а в итоге, вы покупаете набор за 4000 рублей, куда входит и этот крем, и карандаш для глаз, и мини-упаковка лосьона, на которые по отдельности вы бы даже не посмотрели.

Реплики продавцов

Продавцы-консультанты также играют важную роль в том, чтобы вы потратили как можно больше. Так, в некоторых магазинах с вами здороваются, чтобы вы могли почувствовать себя замеченным, нужным и особенным гостем, а не просто безликим покупателем. Заметьте, что на выходе из примерочной вас обычно участливо спрашивают: «Что-нибудь подошло?». И если, к примеру, какая-то вещь села на вас идеально, но вы не можете ее сейчас себе позволить, это вопрос провоцирует вас все-таки поддаться соблазну и купить.

Иллюзия дефицитного товара

Мы также готовы покупать вещи, если считаем, что их быстро разбирают, нам может не хватить и т.д. Помимо стремления выиграть в иллюзорной конкуренции за дефицитный товар, нам еще и кажется, что он обязательно должен быть качественным, раз так востребован. Чтобы создать такой эффект во многих магазинах продавцы намеренно оставляют на полках какую-то вещь в небольшом количестве.

Также работает и система «последний шанс купить», когда на отдельной вешалке висят якобы последние единицы товара.

Отождествление вещи с вашей личностью

С самыми тонкими, сложными струнами нашей шопоголической души работает реклама. У нее, по сути, всего одна цель — заставить вас поверить в то, что некая вещь привнесет в вашу жизнь нечто нематериальное — успех, счастье, веселье, уверенность в себе и т.д. Чем убедительнее рекламный ролик прорисовывает связь между товаром и вашей личностью, тем больше продаж он провоцирует. Например, реклама часов, машин обычно играет на нашем желании быть значимыми, успешными. Косметика, одежда, парфюмерия эксплуатируют наши сомнения в собственной привлекательности, сексуальности, уникальности.

Следуйте этим советам, чтобы не совершать необдуманных трат.