Понятие «ятрогения» впервые ввел немецкий психиатр Освальд Бумке еще в 1925 году. Оно происходит от древнегреческих слов «iatros» (врач) и «genes» (порождающий) — то есть это болезнь, спровоцированная врачом. Считается, что после неправильных или некорректных действий медиков у пациента формируется искаженное представление о своем состоянии, которое приводит к различным психологическим проблемам.

Ятрогенные ситуации могут спровоцировать у нас тревогу, ипохондрию или даже привести к депрессии. «Все дело в том, что врач в нашем сознании ассоциируется с родительской фигурой, с человеком, которому хочется безоговорочно доверять. Соответственно, любые сказанные врачом слова оказывают на нас мощное психологическое влияние», — объясняет клинический психолог Алиса Галац.  

Из-за того, что медик воспринимается нами, как более знающий и опытный человек, нам часто бывает сложно критически оценить его слова и не поддаться их воздействию. Почему же уважаемые специалисты позволяют себе травмировать нас в тот момент, когда мы ждем от них помощи и поддержки?

«Не стоит думать, что врачи делают этого из злого умысла. Часто их неэтичное или грубое поведение — результат профессиональной деформации, когда пришедший на прием пациент воспринимается не как личность целиком, а лишь как тело — эдакий «ходячий» желудок или сердце», — комментирует эксперт.

Рассмотрим типичные ятрогенные ситуации, с которыми каждый из нас сталкивался хотя бы раз в жизни.

Врач «запугивает» предполагаемыми диагнозами, пессимистично смотрит на процесс лечения: «С такими анализами, как у вас, вы и до 45 не дотянете», «А если у вас онкология? Не думали об этом?». Такое поведение — особенно опасно в плане возникновения ятрогений. Оно провоцирует у пациента мнительность, тревожность, эмоциональную подавленность.

Что делать: Прежде всего, не поддавайтесь панике, ведь ничего конкретного вам пока не сказали. Попробуйте критически оценить слова доктора и выяснить, насколько они обоснованы. «Тут, конечно, очень полезно узнать мнение сразу нескольких специалистов, чтобы не зацикливаться на словах кого-то одного», — отмечает Алиса Галац.

Врач критикует вас за болезнь: «В таком возрасте стыдно иметь столько болячек», «Вот едите всякую гадость, а потом у вас ожирение», «Сначала головой не думаете, а потом к нам приходите за помощью».

«В силу своей профессии медикам сложно разговаривать с пациентами на равных, они часто общаются с ними с позиции «Я — умный родитель, а ты — глупый ребенок», - поясняет Алиса Галац. По словам эксперта,  в результате такого обращения нам бывает сложно принять себя, свое тело, за которое становится очень стыдно. Эти мысли вызывают подавленность и мешают лечению.

Что делать. Если вы столкнулись с тем, что вас стыдят за болезнь, то стоит попробовать встать в разговоре с врачом в позицию на равных. «Не стоит оправдываться или огрызаться на слова врача. Старайтесь держать разговор лишь в рамках компетенции доктора: «Давайте оставим в покое мой образ жизни и вернемся к диагнозу», — комментирует специалист.  

Врач нарушает границы вашего «Я»: «Когда ты вообще рожать собираешься? Тебе уже пора», «Зачем худеть-то тебе? И так нормально». В этом случае, доктор также принимает на себя роль всезнающего родителя, который имеет право диктовать своим «детишкам», как надо жить правильно. Или же врач просто не в состоянии осмыслить, что перед ним — не просто женщина с «биологической программой размножения», а человек со своими мыслями и планами.

Что делать. Такая неприятная ситуация — повод лишний раз попрактиковаться в защите границ своего «Я». «Мягко и тактично заметьте, что доктор затронул немедицинскую тему, и вы бы не хотели ее с ним обсуждать», — рекомендует Алиса Галац.     

Врач обесценивает наши жалобы, невнимателен к ним: «Да хватит вам выдумывать, просто переутомились и все», «Другие же живут с таким высоким давлением и ничего». По мнению эксперта, такая реакция — результат повышенного уровня тревожности самого врача, или же следствие эмоционального выгорания, когда у специалиста уже не осталось моральных сил на эмпатию.

Что делать. «Для начала попробуйте просто объяснить врачу, что к описанным вами жалобам стоит отнестись с вниманием, потому что вам этом важно. Если же доктор остается глух к вам, то лучше просто его сменить, так как от «выгоревшего» специалиста толку мало», — отмечает эксперт.  

Врач ставит ошибочный диагноз или назначает неправильное лечение. В этом случае мы страдаем уже не от отношения доктора, а от его непрофессионализма. «Как правило, такие ситуации могут надолго выбить человека из колеи, заставить почувствовать себя подавленным, слабым и беспомощным», — комментирует психолог.

Что делать. В первую очередь, постарайтесь не паниковать, а наоборот, взять контроль над сложившейся ситуацией. Проконсультируйтесь у других специалистов, почитайте соответствующую литературу, сдайте дополнительные, уточняющие анализы.