Использование сказок для проработки сложных ситуаций из жизни взрослых — такое же древнее ноу-хау, как и сами сказки. В рамках же сказкотерапии этот накопленный за тысячелетия опыт получил теоретическое обоснование, был систематизирован и адаптирован к решению конкретных психологических задач. По крайней мере, так утверждают сказкотерапевты.

Метод был разработан совсем недавно, в начале 1990-х годов, петербургским психологом Татьяной Зинкевич-Евстигнеевой и ее коллегами. По замыслу авторов, он должен был стать отечественным дополнением к многочисленным современным психотерапевтическим практикам, хлынувшим к нам в конце 1980-х с Запада. Создателей даже не смутил тот факт, что сказки, мифы, легенды и предания используются в мировой психологической практике еще со времен Карла Юнга и созданной им аналитической психологии. Наоборот, они настаивают на том, что сказкотерапия — изобретение исключительно российское и за рубежом никому не известное. Так или иначе, современные отечественные психологи-практики охотно используют сказочные сюжеты в работе с клиентами, особо не задумываясь при этом, кого именно стоит благодарить за ценное изобретение.

Область, в которой сказкотерапия прижилась моментально, — это детская психология. Ведь способности ребенка к самоанализу и внятному объяснению своих чувств и поступков в силу возраста ограничены. Работа со сказкой позволяет успешно преодолевать это препятствие. Погружение в знакомый и понятный мир сказочных образов снимает напряженность в общении ребенка с психологом, превращает терапию в увлекательную игру. Кроме того, эмоциональная реакция и повышенный интерес ребенка к тем или иным сказочным героям, сюжетам, конфликтам и ситуациям помогают в диагностике. Наконец, сказка может подсказать ребенку пути решения его трудностей.

В зависимости от поставленных задач сказкотерапевт применяет три основных приема. Первый — обсуждение с ребенком известных ему сказок. Второй — сочинение терапевтической сказки для конкретного ребенка, адресованной лично ему и затрагивающей его специфические проблемы. Третий — сочинение сказки самим ребенком, индивидуально или вместе с терапевтом, на заданную или вольную тему.

В психологической помощи взрослым сказка используется примерно таким же образом, только, разумеется, на более высоком уровне сложности. Сказкотерапия особенно полезна там, где по каким-то причинам клиент не хочет или не может говорить о себе, зато с легкостью готов обсуждать вымышленного героя. Среди таких причин — психологические травмы, нежелание копаться в ошибках прошлого, сниженная самооценка и т. п. Терапевт деликатно переносит клиентскую историю на сюжет одной из известных сказок, в которой прослеживаются схожие мотивы поведения героев, их цели и трудности, с которыми они сталкиваются. Клиент ассоциирует себя с определенным персонажем, наглядно видит ошибки, которые он совершил, и осознает, какие шаги ему необходимо предпринять и как именно следует изменить свое поведение, чтобы так же, как его герой, прийти к желаемому хеппи-энду.

Правда, обольщаться не стоит: сказкотерапия, несмотря на простоту и, казалось бы, эстетическую привлекательность, подходит отнюдь не каждому клиенту. Для некоторых она может оказаться стилистически абсолютно неприемлемой. Вычурность слога, примитивная сюжетная линия и чересчур прямолинейные жизненные позиции героев многих попросту раздражают. Кроме того, сказкотерапия не является официально признанным методом, и для того, чтобы практиковать ее, психологам не требуется никакого дополнительного образования или квалификации. По крайней мере, так обстоят дела на сегодня. По большому счету, относительно сведущим специалистом в этой области психотерапии может называть себя каждый родитель, который ежедневно объясняет своему малышу, что такое хорошо и что такое плохо «на пальцах», прибегая к простым и понятным сюжетам.