Термином «глубинная психология» (Depth psychology) мы обязаны швейцарскому психиатру Эйгену Блейлеру, современнику Фрейда, разделявшему многие его идеи. (Он же, кстати, описал и другие важные термины, например «шизофрения» и «аутизм».) К глубинной психологии относят прежде всего , и , а также разработки их учеников и последователей.

Революционная идея фрейдизма, которая совершила переворот не только в психологии, но и в философии, культуре и нравах общества, состоит в том, что, оказывается, люди не властны над собой и не могут полностью контролировать собственную жизнь. Огромную (по мнению Фрейда, даже ведущую) роль играет не разум, а бессознательное. То есть мотивы, стремления, комплексы, поведенческие шаблоны и т. д., о существовании которых мы не отдаем себе отчета, но которые проявляются в сновидениях, описках и оговорках, свободных ассоциациях. И искать ключи к загадкам человеческой психики следует именно там, «с изнанки», вытаскивая бессознательное наружу и предъявляя его разуму... Все проявления бессознательного Фрейд считал плодами одного из двух основных инстинктов — (в узком смысле слова — сексуальная энергия, в широком — влечение к жизни) и, как несложно догадаться, противоположного ему (влечение к смерти).

был самым верным последователем Фрейда. Однако, как многие другие ученики мэтра, однажды и он взбунтовался против учителя. Раскритиковав фрейдовскую манеру искать везде и всюду сексуальную подоплеку (а тот действительно не очень понимал, что «иногда сигара — это просто сигара»), Юнг ввел понятие коллективного бессознательного — своеобразной врожденной исторической памяти. Коллективное бессознательное проявляет себя в мифах, сказках, религии, фольклоре, сновидениях, языке. Единицу коллективного бессознательного Юнг назвал . Он был убежден: несмотря на то что архетипы не осознаются людьми, именно они в наибольшей степени определяют их слова, мысли и поступки.

Другой ученик Фрейда, , полагал, что личность формируется в ходе взаимодействия трех основных бессознательных движущих сил. Это социальное чувство общности, которое побуждает человека выстраивать связи с окружающими; ощущение собственной неполноценности, формирующееся еще в детстве; стремление к самоутверждению. Преодолевать неполноценность помогают механизмы компенсации. Они заставляют развивать способности, навыки и черты характера, исправляющие ущербность, неважно истинная она или мнимая. Так, хилый мальчик либо отчаянно занимается спортом, чтобы стать крепким, либо с головой ныряет в книги, восполняя несовершенство тела совершенством ума. Если компенсация оказывается недостаточной, возникает комплекс неполноценности — по существу разновидность невроза; а если избыточной — человек превращается в тирана, упивающегося властью над всеми, кто под руку попадет, будь то целый народ или просто домочадцы.

Со времен Фрейда, Юнга и Адлера психология проделала большой путь. Их идеи критиковали, развивали и адаптировали к современным взглядам на мир. Однако множество существующих сегодня школ и методов психотерапии — , бихевиоризм, и , , , и другие направления,— так или иначе выросло из глубинной психологии.