152px152px
Живи МедиаРоссия, Москва, Нижняя Красносельская улица, 40/12к2+7(495)650-53-14
Loading...

Как общаться со сложными людьми: 5 советов от психологов

Такие есть в окружении у каждого: это могут быть коллеги, знакомые или даже родственники. С ними невозможно договориться, они всегда настроены негативно и не отличаются тактичностью. Как общаться со сложными людьми, чтобы сберечь себе нервы? Рассказываем.

Не так уж важно, какие именно отношения связывают вас со сложными людьми — рабочие, дружеские или семейные. Если вам часто приходится общаться с подобным персонажем, психологи советуют помнить о двух важных вещах — намерении и сострадании. Планируя коммуникацию, желательно заранее обдумать свои намерения и цели этого общения (например, донести собственную точку зрения по тому или иному вопросу), а в процессе — признавать чувства собеседника.  «Вы можете испытывать к нему сочувствие и ожидать от него большего, желать, чтобы он изменился, это нормально», — комментирует Джули Фог, психолог и соучредитель коммуникационной компании Vital Voice Training.

Как это сделать на практике? Вот пять рабочих методик.

Разработайте «план игры»

Прежде, чем обратиться к человеку, который вас раздражает, подумайте, зачем вы собираетесь это сделать. Хотите просто избавиться от своего разочарования или надеетесь, что другой человек действительно изменит свое поведение? «Определение намерений может влиять на то, успешной ли будет коммуникация или нет», — говорит Джули Фог.

То, как вы ведете беседу, тоже влияет на ход и исход разговора. Если, например, уже на вторую реплику раздражающего начальника вы начинаете повышать голос, мало шансов, что беседа пройдет продуктивно. Постарайтесь проанализировать, как вы обычно ведете себя при общении с неприятным человеком — быстро переходите на крик, язвите, игнорируете? Собеседники легко это считывают и «заводятся» в ответ. «Если вы не отслеживаете свои реакции, то в конечном итоге делаете виновным в провальной беседе другого человека. Хотя и ваша собственная ответственность за это есть тоже», — отмечает психолог Сьюзан Фи.

Чтобы избежать подобных ситуаций, попробуйте разговаривать спокойно и держать эмоции под контролем. Если это трудно, заранее обдумайте предстоящий разговор и возможные реплики оппонента. Такая «репетиция» позволит вам чувствовать себя более уверенно и спокойно.

Рассматривайте беседу в перспективе

В большинстве случаев мы считаем кого-то «сложным» просто потому, что он хочет чего-то другого. Иными словами, нам трудно общаться, когда наши цели и мнения по определенным вопросам не совпадают. Возможно, для собеседника вы в этом случае тоже являетесь тем самым «сложным» человеком.

Психологи напоминают: за каждой жалобой стоит желание. Поэтому иногда, чтобы наладить коммуникацию и избежать лишнего брюзжания собеседника, бывает полезно просто спросить, чего хочет оппонент. «Когда вы имеете дело с трудной личностью, постарайтесь максимально сосредоточиться на человеке и дайте ему понять, что его видят и слышат, — добавляет Джули Фог. — Это обезоруживает, особенно если собеседник расстроен».

Чтобы облегчить разговор со сложным человеком, постарайтесь сосредоточиться на нем и его реакциях.

Найдите свой подход

[image id = "3784650"]

Вооружившись интуицией, решите, как противостоять этому человеку. Джули Фог подчеркивает важность уважительного отношения к собеседнику. Постарайтесь не защищаться от него и не переходите на крик — эти коммуникативные стратегии не эффективны. Также не стоит проводить переговоры со сложными людьми при свидетелях — это вызовет лишнее напряжение и у вас, и у собеседника.

И еще один совет, который дают коучи. Убедитесь, что ваше поведение внушает уверенность и самоуважение. Извиняясь и оправдываясь на каждом шагу, вы даете собеседнику чувствовать себя сильнее и как бы «выше» вас по статусу.

Особенно склонны к этому женщины — многие избегают конфликтов и непростых разговоров, поскольку воспитаны так, чтобы не причинять другим неудобства своим поведением. Помните: всего один неловкий разговор может предотвратить сотни неприятных ситуаций в будущем.

Сформируйте собственную стратегию общения, отталкиваясь от этих советов.

Осознайте, когда разговор пора закончить

Ответ прост: в тот момент, когда дискуссия перестает быть продуктивной и становится токсичной. Обычно об этом свидетельствует ощущения в теле — дыхание становится более сдавленным, голос срывается, плечи и шея напрягаются, могут появиться головные боли.

Заранее продумайте, как вы будете вести себя в этот момент — успокаивать себя глубоким дыханием или экстренно завершать беседу? Это поможет вовремя остановиться и не наделать глупостей.

Сопротивляйтесь желанию ввязаться во взаимные обвинения или нападки друг на друга. Учитесь отделять личность от ее поступков и тем более — от манеры вести дискуссию.

Решите, когда прекратить борьбу

Некоторые проблемы невозможно решить до конца. Если раздражающий коллега вредит не только вашему настроению, но и результату вашей работы, одних только бесед с ним может быть недостаточно. Возможно, стоит подключить к этому руководство.

Свекровь раз за разом устраивает вам скандал? Если честный разговор о ваших взаимоотношениях не смог это изменить, возможно, стоит ослабить хватку и сократить количество контактов.

Стоит признать: не ко всем сложным людям вы сможете найти подход, увы. Но попробовать все-таки стоит.

Подпишитесь на нашу рассылку