Почему скидки в магазинах толкают нас на безумства

По мнению многих психологов, на маркетинговую удочку под названием «распродажи» часто клюют не только прожженные шопоголики, но и вполне рациональные покупатели.

«Яркие наклейки с размером скидок, лозунги, надписи — все это, во-первых, просто автоматически привлекает наше внимание, активирует так называемое «полевое поведение». Когда же мы заходим в магазин и начинаем «погружаться» в детали той или иной распродажи (размер скидки, вид товара, условия покупки), включается другой механизм — автоматические мысли на тему: это уникальный шанс купить выгодно, нельзя упускать момент», — поясняет клинический психолог Алиса Галац

Кроме того, по словам эксперта, наши автоматические мысли о выгоде подогреваются поведением других покупателей — срабатывает эффект толпы. «Мы видим, что вокруг много людей, они активно интересуются товаром, выстраиваются в очереди в примерочную. «Если другие тоже здесь, значит происходит что-то действительно важное и мне нужно присоединиться, чтобы ничего не пропустить», — начинаем автоматически думать мы»,— поясняет специалист. 

Вполне естественно, что в такой атмосфере мы склонны к импульсивным покупкам. «Вот висит какая-то блузочка, и вроде это совсем не ваш стиль и фасон, но заветная скидка «-50%» делает эту вещь иррационально привлекательной. «Ведь она стоила 5 тысяч, это классный бренд, значит, и блузка качественная. А куплю-то я ее всего за 2,5!» — примерно так мы рассуждаем в этот момент. А дома, спустя какое-то время, понимаем, что ее не с чем сочетать, некуда носить да и вообще она как-то полнит», — поясняет психолог.

В итоге вместо иллюзорной экономии, вы, наоборот, сорите деньгами на то, что «в здравом уме» ни за что бы не купили. «После таких покупок у нас часто остается неприятное чувство неудовлетворенности, пустоты, а это, согласитесь, совсем не то, ради чего мы приобретаем вещи», — отмечает Алиса Галац.

Так что же получается, распродажи — зло, и нам стоит просто обходить стороной торговые центры? Это не так! «Время больших скидок вполне может быть выгодным — как для ваших финансов, так и для душевного состояния. Если только правильно организовать шоппинг», — отмечает специалист.

Как уберечь себя от ненужных покупок

Составьте список того, что вам действительно нужно. «Пока мы знаем, чего хотим, мы сильно рискуем накупить гору вещей «на всякий случай». Поэтому перед походом по магазинам подумайте, что именно вам сейчас необходимы, или, может быть, о чем вы давно мечтаете», — комментирует психолог. По словам эксперта, лучше этот список зафиксировать на бумаге или в смартфоне — как можно конкретнее, с указанием бренда, характеристик товара (цвет, фасон и т.д.), стоимости и т.д.

Выделите бюджет на распродажи. По словам специалиста, полезно определить для себя заранее, сколько вы готовы потратить во время скидочных дней. «С одной стороны, это позволит вам насладиться процессом покупок, ведь вы «разрешили» себе траты. С другой — ограничение суммы поможет более ответственно подойти к выбору товара», — говорит эксперт.

Пользуйтесь интернет-магазинами. По мнению Алисы Галац, избежать импульсивного, эмоционального шоппинга проще, если вы занимаетесь им онлайн. «На просторах интернета вы лишены всех тех внешних раздражителей, которые обычно провоцируют потратить деньги — приглушенный свет, приятная музыка, заботливые продавцы, толпа других покупателей. Соответственно, у вас больше контроля над ситуацией», — поясняет специалист. Ну, а если вариант онлайн-шоппинга вам не подходит, то эксперт рекомендует хотя бы просто просматривать интернет-версии нужных вам магазинов перед тем, как туда отправиться. «Это поможет сориентироваться в ассортименте и понять, на что действительно стоит обратить внимание», — добавляет психолог.

Совершайте покупки осознанно. Еще один способ избежать импульсивных трат — это честно ответить себе на несколько вопросов (перед тем, как отнести товар на кассу): «Зачем мне конкретно эта вещь?», «Где, при каких обстоятельствах я буду ею пользоваться?», «Сочетается ли она с чем-либо (с другой моей одеждой, интерьером)?». «Эта практика поможет вам совершать покупки более осознанно, как бы вернет вас со «скидочных небес» на землю», — добавляет специалист.

Будьте уравновешенны. По словам Алисы Галац, очень важно совершать покупки в стабильном эмоциональном состоянии. «Не ходите по магазинам, когда вы чем-то расстроены или, наоборот, переживаете необычайный эмоциональный подъем (например, после отпуска, из-за повышения на работе и т.д.). В такие моменты мы хуже себя контролируем и рискуем спустить кучу денег на ерунду», — поясняет эксперт.