Почему обычные этические нормы общения сложно соблюдать в соцсетях? 

Как отмечает психолог, коуч Алена Август, этика сетевого общения —сравнительно новое явление, она пока только формируется, и многие ее нормы подвижны и тесно связаны с тем, в каких отношениях вы состоите с собеседником. Именно поэтому обычные этические нормы не всегда работают. «Например, в профессиональной среде пиарщиков нет ничего ужасного в том, чтобы при необходимости бросить сообщение или позвонить другому пиарщику в три часа ночи. Довольно тесное общение идет в проектных командах. А вот в общении между людьми разных профессий и социальных статусов недопонимания гораздо больше», — отмечает эксперт. 

При этом, специалист подчеркивает, что соцсети в принципе изменили наше отношение к формам связи. «Например, более этичным считается отправлять сообщения в мессенджерах, ибо телефонный звонок это уже и более теплое личное общение, и занимает у человека больше времени, а общаясь в мессенджере, вполне можно заниматься и другими делами», — говорит она.

В то же время такая подвижность этических правил создает постоянный риск нарушения наших личных границ. «Фактически мы находимся в обнимку с телефоном 24 часа в сутки. И если кто-либо активно атакует нас в соцсетях сообщениями, это не может не влиять на нашу жизнь», — добавляет клинический психолог Алиса Галац. 

Учитывая все эти тонкости, специалисты рекомендуют аккуратнее общаться в онлайн-пространстве. Особенно с коллегами и деловыми партнерами. В противном случае, вы рискуете столкнуться с незапланированными трудностями. 

Какова этика сетевого общения?

Специалисты рекомендуют придерживаться следующих правил: 

* Помните о времени суток. «Тут многое зависит от нюансов ситуации и характера общения: если идет срочный проект, то время отправки письма не имеет значения. Если это текущая работа, то вряд ли кому-т понравится звяканье мессенджера в ночное время», — комментирует Алена Август.

* Отвечайте оперативно и по существу. Это правило касается как личной переписки, так и группового чата. Согласитесь очень неудобно «выуживать» из праздной болтовни десяти человек какую-то важную информацию. 

* Не будьте навязчивы. «Мессенджеры не предполагают обязательной немедленной реакции: человек может быть занят чем-то другим, более срочным и важным, может просто не хотеть отвечать», — поясняет Алена Август. Помните об этом, и старайтесь не дублировать свои сообщения сразу по нескольким каналам связи. Даже если речь идет о вашем близком друге. 

* Больше смайликов. Помните о том, что в процессе переписки ваше эмоциональное состояние считать невозможно. Поэтому даже безобидная фраза, написанная без каких-либо смайликов, может быть воспринята собеседником как грубость. «Не забывайте использовать смайлики. Сейчас они вполне приемлемы даже в деловой переписке. При чем, вполне достаточно простой «скобки», — отмечает Алиса Галац. 

* Комментируйте и «лайкайте» с умом. «Конечно, ситуация с «лайками» и комментариями очень индивидуальна и зависит от контекста. Но в целом логика такова: если речь о профиле коллеги или делового партнера, то старайтесь проявлять активность только по поводу рабочего контента. С друзьями, конечно, таких правил нет и не может быть», — комментирует Алиса Галац. 

Как защитить свое личные границы в онлайн-пространстве?

К сожалению, окружающие нас люди не всегда задумываются о правилах вежливости в онлайн-пространстве. Поэтому важно не только уметь уважать чужие границы, но и вовремя защищать свои. 

По словам Алены Август,  для этого можно выбрать любой удобный способ. Так, например, с коллегами и деловыми партнерами можно просто заранее обговорить удобный для общения временной промежуток. В остальном — можно отключать уведомления о мессенджерах, уведомления о прочтении. Если вам досаждает чье-то избыточное внимание в соцсетях, стоит ограничить круг лиц, которым будет доступна ваша личная информация. «Достаточно удобно, например, иметь несколько тематических аккаунтов, и, соответственно, один из них использовать для деловых целей, а другой — для личных», — добавляет Алиса Галац.