В действительности тантра (в переводе с санскрита — «непрерывность», «связь») — не только и не столько секс. В иерархии телесных и духовных практик это система особенных знаний, с помощью которых человек преодолевает барьер традиционного восприятия действительности. По определению основателя Школы рациональной йоги Льва Тетерникова, который был первым, кто стал открыто практиковать и преподавать тантру в России в конце 1990-х, это наиболее древняя дошедшая до нас система самосовершенствования, где энергия желания не подавляется, а сознательно используется для оздоровления, долголетия и духовного развития. «Корень „тан” означает „объяснять”, „расцветать”, корень „тра” — „инструмент, расширяющий поле сознания для достижения сверхзнания”», — писал он в своей книге «Тантра. Искусство любить» (изд. «Старклайт», 2006). То есть это экспериментальный, практический метод, позволяющий расширить способности человека.

Определить, когда и при каких обстоятельствах тантра оформилась в самостоятельное учение, невозможно. Большинство исследователей склоняется к тому, что случилось это в доисторические времена, еще до прихода в Индию ариев.

Индуистский тантризм неразрывно связан с понятием неразделимости мужского начала (пуруша) и женского (пракрити). В зависимости от того, какое начало признается главенствующим, различают тантру правой руки (Дакшина Магра) и левой руки (Вама Магра). Первая признает ведущим мужское начало (в практике много значения придается , и ), вторая — женское (ритуальный секс считается самым коротким путем для достижения единения с богом). «Водоразделом между левосторонней и правосторонней тантрой является сексуальный контакт мужчины и женщины, — пишет Лев Тетерников. — В „левой” тантре он используются натурально, как есть, на физическом уровне, в „правой” взаимодействие возможно только на ментальном и энергетическом уровне». Согласно представлениям индусов о миропорядке, чем сильнее человек подавляет свои желания, тем сильнее они овладевают им.

В буддизме тантрическая практика ведет к прямому отождествлению себя с богом: «Ты сейчас, в данный момент, совершенен, как бог». Существуют четыре вида буддийской тантры: крия-тантра (на первое место ставится ритуал), чарья-тантра (объединяющая ритуал и медитацию), йога-тантра (только медитации) и ануттара-йога-тантра (высшая форма йога-тантры, где женщина как воплощение мудрости ставится выше мужчины). Впрочем, буддисты не раскрывают детали своих практик, а знания, полученные на семинарах, почитают за божественное откровение.

Особе место тантра занимает в традиции . «Тантрическая энергия — это то, на чем основано все живое. Описать словами, что это такое, невозможно, — считает инструктор телеканала „ЖИВИ!” . — Я каждый год посещаю White Tantric Yoga Festival во Франции и могу сказать, что это самая мощная техника, которую мне когда-либо доводилось проходить. Например, есть такое упражнение, когда нужно просто сидеть напротив партнера и, касаясь указательным пальцем его переносицы, долго и не отрываясь смотреть ему в глаза. Напряжение такое, что подсознание просто поджаривается».

Как уже было сказано, в наши дни понятие тантры прочно ассоциируется с сексом. Многие семейные психологи с готовностью используют это слово в названиях тренингов, подогревая таким образом интерес клиентов. Между тем это всего лишь традиционные семинары, посвященные межличностным отношениям, а использование древнего понятия в названии — маркетинговый ход. Постигать основы тантризма лучше с настоящими тантриками, как сами себя называют преподаватели. В Москве их несколько. Это, конечно же, Лев Тетерников, а также Сергей Слюсарев, преподаватель психологического центра «Альтернатива» и автор тренинга «Сердце тантры», и Михаил Ляховицкий, тренер-эксперт Академии тренингов и ведущий семинара «Падение в бесконечность».