Ведическая традиция включает в себя огромное множество направлений, ответвлений, философских школ и эзотерических практик. Учения эти весьма различны, однако большинство базируется на принципах, которые во многом совпадают с основными принципами мировых религий. Так что современные пропагандисты ведической традиции склонны подчеркивать ее общечеловеческий характер, намекая, что все религии Евразии произошли из Вед. Кстати, первый перевод на русский язык самого популярного изложения основ ведической традиции «Бхагавад-гита» (конец I тыс. до н. э.) был издан в 1788 году с одобрения Святейшего синода, расценившего его как «книгу душеполезную».

В текстах Вед, составленных в период с XVI по V в. до н. э., отражены быт и верования древних ариев — полукочевых пастушеских племен, весьма воинственных, евших мясо и употреблявших алкоголь. Однако нынешние индусы отчасти искажают смысл, вложенный в тексты Вед, а потому не воспринимают их чересчур буквально. Современная ведическая культура (она же ведическая традиция) более приспособлена к оседлому образу жизни, склонна к вегетарианству и не одобряет употребление алкоголя. Веды применяются в ней главным образом для пения и декламации, а в качестве основных «учебников жизни» используются более молодые тексты — Брахманы (Х–V вв. до н. э.), Упанишады (VIII–III вв. до н. э.) и Пураны (III–XII вв. н. э.).

Основные принципы ведической культуры:

почитание священных текстов и брахманов. Веды содержат в себе все знание о Вселенной, каждый звук которой обладает немыслимой силой. Брахманы — знатоки Вед и ритуалов — должны почитаться как хранители ведической культуры и высшие авторитеты в обществе;

религиозность. Ритуалы поклонения и жертвоприношения богам и предкам — с них начинается и завершается каждый день «ведически культурного» человека. В индуизме много богов, но верующий индус выбирает своего Господа (ишвара), которому будет поклоняться.

культ аскетизма. Отказ от мирских благ рассматривается как высший духовный подвиг. Продолжительное голодание и самоистязание дают человеку силу, которой не могут противостоять даже боги;

уважение к древности. В ведической культуре младшие должны беспрекословно подчиняться старшим, а все древнее считается априори совершеннее нового. Проистекает это из доктрины о «порче времен»: вначале был Золотой век (Сатья-юга), когда люди были подобны богам, а теперь настал Железный век (Кали-юга), когда люди стали больше похожи на животных. По завершении Кали-юги мир вообще прекратит существовать, после чего возродится снова;

вера в бессмертие души. Никто не умирает окончательно: покинув тело, душа переселяется в новое тело (согласно кармическому закону), а иногда и в новый мир, райский или адский. Высшее счастье для души — это мокша, то есть слияние с единой божественной силой, чьим воплощением являются все боги индуизма, включая Шиву и Вишну. Мокша прекращает круговорот рождений и смертей — цель, которой очень непросто достичь;

понятие о карме. Каждый поступок имеет последствия для того, кто его совершил. У плохих поступков — плохие последствия, у хороших — наоборот. Если последствия не наступили в этой жизни, они произойдут в следующей: много грешивший человек после смерти может родиться собакой или даже в одном из адских миров;

– понятие о дхарме. Самое правильное, что может сделать человек в своей жизни, — это следовать дхарме, другими словами, выполнять свой долг. Долгом юноши считается учеба, долгом зрелого человека — ведение домашнего хозяйства и воспитание детей, долгом пожилого человека — отшельничество и занятия духовным самосовершенствованием, долг старика — предаться аскезе и устремиться к мокше. Долг женщины — подчиняться отцу, а затем мужу, долг мужчины — содержать и охранять женщину. Соблюдение этих обязанностей и выполнение ритуалов — дхарма каждого человека, вне зависимости от пола и сословия.