В обычной жизни модель поведения большинства людей тяготеет к одной из двух крайностей: пассивности либо агрессии. В первом случае человеком, который добровольно принимает на себе роль жертвы, руководит неуверенность в себе, страх перед лицом перемен или, наоборот, опасения потерять то, что уже нажито. Во втором — явное или завуалированное желание манипулировать окружающими, подчиняя их своим интересам. Агрессор руководствуется принципом «ты мне должен, потому что я сильнее», жертва — «ты мне должен, потому что я слабый, а слабых нужно поддерживать».

 

В отличие от этих двух распространенных типов коммуникации ассертивное поведение (assertiveness) опирается на кардинально иной принцип: «я тебе ничего не должен, и ты мне ничего не должен, мы партнеры». Важно только понимать: сторонники ассертивности, отрекаясь от чувства долга как такового, ни в коем случае не исключают взаимной поддержки между людьми, и чувства локтя. Отличие лишь в том, что поступки, на которые побуждают подобные эмоции, ассертивный человек делает на основе свободного выбора. И никогда не страдает самоедством, если он отказал кому-то в просьбе без объяснения причин.

Помните замечательную строчку из революционного фольклора «Мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути»? Она вполне могла бы послужить гимном ассертивности. И в идеале эта модель поведения (не агрессивная, не провокационная, не вызывающая) должна посылать потенциальному манипулятору невербальный сигнал: «я уверен в себе, и со мной возможен единственный способ общения — честные переговоры».

 

Одним людям навыки ассертивного поведения даются от природы (или закладываются воспитанием), другим же искомую ассертивность предстоит развивать в себе осознанно. И здесь первым шагом должно стать понимание того, что у каждого человека (и в первую очередь у тебя самого) есть право:

 

— выражать чувства;

— выражать мнения и убеждения;

— говорить «да» или «нет»;

— менять мнение;

— сказать «я не понимаю»;

— быть самим собой и не подстраиваться под других;

— не брать на себя чужую ответственность;

— просить о чем-либо;

— устанавливать собственные приоритеты;

— рассчитывать на то, чтобы вас слушали и относились к вам серьезно;

— ошибаться;

— быть нелогичным, принимая решения;

— сказать «мне это безразлично».

По сути, эта «декларация о правах» и есть основа основ ассертивного поведения. Далее, как говорят специалисты, уже вопрос техники. Но освоить эти права на практике не так просто, как может показаться. Увы, но на каждый пункт этого реестра в человеческой психике найдется свой внутренний протест, бессознательное ограничение, которое закладывается годами.

Преодолеть стереотипы, которые спрятались в подсознании,— серьезная психологическая работа, с которой не всем удается справиться в одиночку. Так что помощь опытного тренера или — это не просто модная блажь, а скорее хороший катализатор.

В работе со специалистом есть и еще один «правильный» момент: он никогда не упустит случая напомнить клиенту, что перечисленными правами обладают наравне с ним и остальные люди, причем все без исключения.