Основы теории трансактного (или трансакционного) анализа сформулировал в начале 1960-х годов американский психотерапевт Эрик Берн (Eric Berne, 1910–1970). Каждый день человек общается с окружающими, и в каждой ситуации по-разному: с одними спокойно, с другими — поучая, чего-то требуя от третьих, безропотно подчиняясь четвертым. Во всех многочисленных жизненных коллизиях и проявляются, по утверждению Эрика Берна, три базовые человеческие эгосостояния: авторитарный Родитель, подчиненный Ребенок и Взрослый, умеющий отстаивать собственное мнение и стремящийся организовать равные отношения.

Если же в общении начинаются проблемы, то в качестве выхода Берн предлагает метод трансакции. Трансакциями, то есть сделками, он называет контакты с другими людьми. Если вы разговариваете с тем, кто находится в позиции Взрослого, то должны занять ту же позицию. В этом случае трансакция называется Взрослый—Взрослый (или Ребенок—Ребенок, Родитель—Родитель — в зависимости от обстоятельств). Но в любом из этих случаев диалог будет происходить на равных. Наиболее полный источник знаний о трансактном анализе — книги Берна. Некоторые из них завоевали огромную популярность, например всем известные «Игры, в которые играют люди» и «Люди, которые играют в игры» выдержали уже десятки переизданий.

Но есть и внутренние диалоги. Ежедневно в нас спорят Ребенок и Родитель. Ребенок ноет: «Еще пять минут и все, точно встану», а Родитель подгоняет: «Бессовестно опаздывать на работу!» Даже во время отпуска Ребенок желает лениться, а Родитель твердит, что и на отдыхе лучше проводить время с пользой. В бесконечном споре с собой изо дня в день живут многие. И он порой гораздо опаснее, чем проблемы в общении с окружающими. Бывает и так, что в ответственный момент человек не может принять важное решение, «уйдя» от страха в Ребенка, и тогда единственным, кто может помочь, оказывается психотерапевт.

Суть трансактной терапии — групповая или индивидуальная работа, в ходе которой психолог работает не только с внешними проявлениями эмоций, но и с внутренним мироощущением клиента (или участников группы). С помощью специалиста человек по полочкам разбирает структуру своей личности. Он учится улавливать внешние признаки (жесты, мимику, тембр голоса) изменения в поведении своего «я», выбирая модель поведения то Родителя, то Ребенка, то Взрослого. Бывает и так, что «голос» одного из «них» ослаблен, еле пробивается. В таком случае аналитик помогает уравновесить все три позиции.