Четыре часа утра. В сон врываются громовые раскаты гонга. На улице прохладно, полная луна освещает озеро и домики монахов. Со стороны главного храма доносятся протяжные распевы молитв. Им подвывают собаки со всей округи. Начинается очередной день курса в буддистском монастыре.

Медитацию надо начать сразу после пробуждения. Внимательно, осознавая каждое движение, встать, медленно поклониться три раза и начать упражнение «ходьба». Медленно-медленно ходить по комнате, деля каждый шаг на шесть стадий. Heels up-raising-moving-lowering-touching-pressing… и опять… и опять... Постепенно все мысли исчезают, ощущения в теле становятся все тоньше и тоньше, и ты наконец начинаешь понимать, что такое настоящая .

Что такое випассана?

Випассана — одна из главных буддистских техник. С языка пали ее название переводится как «видеть вещи такими, какие они есть на самом деле». Считается, что именно с ее помощью Будда достиг просветления. Как утверждают многие буддистские учителя, випассана действительно помогает избавиться от любого страдания — телесного или душевного. Существует много разновидностей этой техники. В России больше всего известны десятидневные курсы випассаны по методу Гоенки. В Подмосковье каждый год проходит несколько таких курсов. «ЖИВИ!» уже писал об одном из них.  

Но на родине випассаны Бирме и Таиланде больше распространен метод Махаяси Саядо. В отличие от випассаны Гоенки, где приходится сидеть в одной позе с утра до ночи, випассана по Саядо — сочетание медитативной ходьбы, поклонов и сидения.

Монастырь Чом Тонг в северном Таиланде — пожалуй, самый известный в стране центр випассаны. Маленький городок у подножья самой высокой тайской горы Интханон, древние кружевные храмы XIV века с драконами и журавлями на крышах, огромные деревья с ульями диких пчел. Прекрасное место для погружения в себя

Йога-туры с випассаной

В Чом Тонге проводят 10- и 26-дневные курсы випассаны. Если вы уже раньше занимались этой техникой, можно приехать и на более короткий срок. Проживание, еда, обучение — бесплатно. Те, кому понравился курс, могут в конце оставить пожертвование. В монастыре есть специальный центр для иностранцев, но можно практиковать вместе с тайцами. Мне второй вариант показался гораздо более приятным. После двух дней в иностранном центре мы попросились к учителю-монаху в храм. И вот почему.

В центре для иностранцев все очень красиво — прекрасный паркет, библиотека, пруд с рыбками, но атмосфера совсем не такая дружелюбная, как среди тайцев. Тут преподают немцы, которые, похоже, воспринимают випассану вовсе не как расслабленное созерцание, а как продолжение принципа немецкого орднунга. Общение же с тайскими монахами (некоторые из них прекрасно говорят по-английски) позволяет действительно прочувствовать блаженную атмосферу настоящего буддизма. В общем, советую вам при заезде выбрать тайского учителя-монаха и поселиться не в иностранном центре, а при храме.

В монастыре жесткий распорядок дня. Подъем в 4, завтрак в 6, обед в 11, а после полудня есть ничего нельзя. В 10 вечера отбой. С утра до вечера медитации с маленькими перерывами. Запрещено читать, слушать музыку, писать, петь и т. д. Желательно много не говорить, а лучше и вовсе молчать. Ходить надо в белой одежде. Можно купить свою, можно воспользоваться подержанной монастырской.

Сначала такие правила кажутся издевательством, но потом быстро понимаешь, что они созданы для того, чтобы ничто не отвлекало от погружения в себя. Отсутствие развлечений и общения очень помогает медитации. А белая одежда настраивает на особый чистый и одухотворенный лад. В отличие от курсов Гоенки, никто не следит за соблюдением распорядка дня, так что можно хоть целый день валяться в постели, но для успешного прохождения курса лучше все же придерживаться правил.

Удивительно, но уже в первый день я легко встал в 4 утра — спать вовсе не хотелось. Помогают постоянные медитации и очень необычная атмосфера монастыря. Кажется, что воздух там буквально наэлектризован ясностью и бодростью. Чем больше медитируешь, тем больше накапливается энергии, и под конец курса многие вообще перестают спать.

У каждого медитатора отдельный домик. Все очень лаконично, ничего лишнего, но при этом комнаты опрятные и чистые. Видно, что у монастыря очень много денег. Некоторые здания и вовсе больше похожи на 5-звездочный отель, чем на монашеские кельи.

Сама техника медитации очень простая: 15 минут ходить, стараясь идти предельно медленно. Каждое движение ногой делится на несколько фаз, и все их надо тщательно отслеживать. Heels up, raising, moving, lowering, touching, pressing и т. д. Если все правильно делать, за 15 минут проходишь метров 20 максимум. Это занятие требует такой концентрации внимания, что на его фоне очень хорошо осознаются все мысли, эмоции и ощущения. Так легче увидеть работу собственного ума. Потом 15 минут сидишь в медитации, так же внимательно и расслаблено отслеживая каждый вдох и выдох и несколько точек на теле. Каждый день время медитации увеличивается на 5 минут. Так что в конце уже ходишь и сидишь по часу без перерыва. Учителя рекомендуют заниматься медитацией постоянно, делая паузы между сессиями не больше получаса.

Через несколько часов после начала курса с головой погружаешься в медитацию. Начинаешь чувствовать тончайшие ощущения, наслаждаться звоном колокольчиков на ветру, тело переполняется блаженством — с детства забытое ощущение радости и покоя. Иногда, наоборот, всплывают тяжелые переживания — из прошлого или вообще непонятно откуда. Какие-то лица, архетипические образы, демоны, боги, которых я никогда и нигде раньше не видел. Видения в стиле Босха и Данте. Теперь понятно, откуда они черпали вдохновение. Чего внутри нашего сознания только нет! Стоит только на пару дней полностью отвлечься от обыденной жизни и привычных занятий, как начинается экскурсия в глубочайшие слои собственной психики.

В Чом Тонге много тайцев-мирян, которые приезжают на несколько дней пожить в монастыре. Они относятся к медитации куда менее серьезно, чем европейцы, — вместо медитаций гуляют, болтают и поют хором религиозные песни. Для большинства из них випассана — не духовный путь, а скорее традиция вроде нашей Масленицы. Каждый уважающий себя таец хотя бы раз в жизни проводит несколько месяцев в монастыре.

Для тайцев белая кожа европейцев — идеал красоты. Местные модницы всеми средствами пытаются защититься от загара, но, конечно, добиться такой светлой кожи, как у нас, им не удается. В общем, мы постоянно находились под шквалом комплиментов и чувствовали на себе восторженные взгляды.

Среди монахов много иностранцев, и как утверждают злые языки, немало геев. От таких мыслей действительно трудно удержаться, наблюдая с какой нежностью смотрят друг на друга молодые ребята в оранжевом. Монахини же, наоборот, все старушки.

В целом атмосфера в монастыре очень мягкая и добродушная. Хотя правил поведения довольно много, никто за их нарушение не ругает. Того сурового и слегка агрессивного настроения, которое царит в православных монастырях, здесь нет и в помине. Как нам показалось, постоянные улыбки и смех, душевное тепло монахов гораздо лучше способствуют молитвенному состоянию, чем медитация из-под палки.

Каждый день мы рассказываем об успехах в практике молодому монаху Аджан Чаю. У него прекрасный английский и невероятно заразительный смех. Аудиенция с монахом скорее позволяет зарядиться положительными эмоциями, чем прояснить философские аспекты медитации. Монахи, похоже, специально стараются не объяснять всякие психические феномены, возникающие во время медитации. Практически на все вопросы они отвечают одинаково: «Продолжайте наблюдать свои ощущения, еще внимательнее наблюдайте».

Однажды мы сходили на прием к настоятелю монастыря Аджан Тонгу. 86-летний мастер — пожалуй, самый известный учитель випассаны в Таиланде. Монахи считают его архатом — существом, свободным от любых привязанностей и страданий. Но сам он об этом ничего не говорит.

Каждый раз мы медитируем в разных местах — то в храме, то в зале для песнопений, то ходим вокруг ступы. Постоянная медитация очень сильно повышает чувствительность. Мы начинаем замечать мельчайшие оттенки собственного настроения, необычные ощущения от медитации в разных залах, возвращается восприятие мира, похожее на то, что было в детстве. Внимание привлекают полет бабочки, дуновения ветерка, смешная поза спящей собаки, необычный цветок. Взрослый мир воспоминаний о прошлом и планирования будущего куда-то испаряется.

Больше всего мы общаемся с Патарой — она единственная из монахинь хорошо говорит по-английски. В монастыре Патара уже 11 лет, до этого она была учительницей, много лет жила в Швейцарии. Монастырская жизнь ей очень нравится. Когда монахине наскучивает сидеть на одном месте, она отправляется путешествовать по святым местам. Последний раз была в Индии, на родине Будды.

Ей уже 70 лет, но выглядит лет на 20 моложе. Невозможно отделаться от ощущения, что общаешься с молодой женщиной с кошачьей грацией. Вообще, медитация словно помогает преодолеть старение. Мы уже перестали удивляться тому, что местные буддисты выглядят на пару десятков лет моложе своего возраста. 86-летний настоятель монастыря спит четыре часа в день, принимает посетителей, постоянно путешествует и добрым словом вспоминает своего 101-летнего учителя, который до сих пор жив.

Для одних людей курс випассаны становится очень радостным переживанием, для других — тяжелым, но в любом случае одним из самых интересных испытаний в жизни. В современном насквозь изученном мире уже трудно найти такое интересное путешествие, которое может сравниться с полным погружением на десять дней в неизведанные глубины самого себя.

Если в ближайшее время вы не планируете ехать в монастырь, то можете почувствовать вкус випассаны дома. Поставьте будильник на 15 минут. Сядьте в любую удобную позу. Выпрямите спину. Полностью расслабьтесь, отвлеките все внимание от повседневных дел. Наблюдайте, как дыхание поднимает и опускает стенку живота. Каждый раз проговаривайте про себя: «Вверх — вниз». Если ваше внимание захватит какая-то мысль, плавно переключитесь на нее и проговорите про себя: «Думаю-думаю-думаю». И опять вернитесь к движению живота. Если вас отвлекают ощущения в теле, повторяйте: «Чувствую-чувствую-чувствую», если звуки — «Слышу-слышу-слышу» и т. д.. Каждый раз, отметив переживание, возвращайтесь к наблюдению дыхания. Очень важно найти тонкий баланс между напряженной концентрацией и полной релаксацией. Состояние должно быть расслабленным, но в то же время четким и ясным. В конце медитации почувствуйте область сердца и пожелайте сначала себе, потом своим близким, а потом всем существам во Вселенной любви, покоя и счастья.