В моей группе среди двадцати участников оказалось примерно поровну мужчин и женщин. Две трети — новички, которые мало что слышали не только о терапевтическом танце, но и об вообще, а одна треть (и это немало!) — участники, которые уже были на тренингах у Гиршона и вернулись: кто во второй раз, а кто и в третий.

Автор и ведущий мастер-классов по и интегральному танцу, Гиршон известен не только в России, но и за рубежом. Тренинг, на который пошла я, называется «Танец отношений». Его проводят в течение пяти дней. Продолжительность каждого занятия — около четырех часов.

Самое трудное — просто начать двигаться. Стеснительность и скованность — мощные сдерживающие факторы почти для каждого человека, если только он не профессиональный танцор. Чтобы помочь нам снять этот стартовый барьер, Александр предложил в качестве разминки выполнить несложное упражнение: мы все разошлись по залу, заняли удобную исходную позу и закрыли глаза. Послышались нарастающие ритмы африканских барабанов. Гиршон обратил наше внимание на то, что, если расслабиться, тело само поймает ритм и ответит на него каким-либо движением.

После этого была еще серия одиночных упражнений, во время которых каждый должен был танцевать так, как ему подсказывало сердце и как хотело тело. При этом каждый новый шаг тренировки предваряла подробная инструкция Александра, приправленная хорошей порцией юмора, с наглядными примерами в исполнении самого ведущего.

И к концу первого же вечера нам выпала возможность потанцевать в парах. Разговаривать Александр запретил: за время упражнения, двигаясь под музыку, нужно было уловить ритм партнера, а также наладить невербальный контакт, выстроить бессловесный диалог — одним словом, пообщаться посредством движения. Спустя четверть часа мне казалось, что я не только понимаю, куда и как собирается вести меня в танце кавалер, но и то, какие эмоции он переживает, что его беспокоит, а что, наоборот, доставляет удовольствие.

Когда на следующий день мы вновь собрались в зале «Открытого мира», то воспринимали друг друга уже как старые добрые знакомые. Вместе с хорошей танцевальной разминкой это ощущение очень способствовало общей атмосфере занятия. Во всяком случае, если в первый день мой танец то и дело спотыкался о мою же неуверенность, то уже в начале второго занятия я испытывала удовольствие и свободу.

Итак, каждый день мы танцевали по четыре часа в режиме нон-стоп с небольшими паузами на обсуждение. Гиршон рассказывал нам, что разные категории движения по сути своей являются метафорами основных жизненных тем. Самые главные из них — наше отношение ко времени, к пространству, к весу (как собственного тела, так и статуса в обществе), к взаимодействию с другими людьми (контакт, доверие, способность к лидерству, сотрудничество). В танце мы ведем себя точно так же, как и в жизни. Упрощенно говоря, изменив свой танец, мы можем изменить и жизнь.

Мы по очереди прорабатывали все эти темы. Лично для меня самой сложной оказалась тема времени. Используя разную по стилю музыку (от медленных, тягучих мелодий до высокоскоростных композиций), Гиршон настаивал, чтобы мы четко отслеживали, в каком именно ритме находиться особенно комфортно. Я поняла, что в быстром танце я так же быстро теряюсь, как и в жизни: пасую в состоянии цейтнота. Но постепенно научилась приноравливаться к бешеному темпу и осознала, что даже в нем могу самовыражаться, главное, пересилить полное неприятие, которое прежде вводило меня в ступор. Кстати, две недели спустя меня ждала очередная университетская сессия. И я впервые смогла четко сориентироваться в экзаменационной гонке, впервые не паниковала, хотя прожила этот месяц так, словно танцевала на углях.

Последнее занятие тренинга завершалось беседой в общем кругу. Но теперь участники активно обсуждали не ожидания и страхи, связанные с публичным танцем, а те качества, которые каждый из нас наработал. Терпение, толерантность, уважение и доверие к другим участникам — фактически мы научились именно тому, в чем особенно нуждались в обычной жизни. «Несмотря на то что тренинг заканчивается,— подвел итог Александр Гиршон,— опыт, полученный здесь, вы унесете с собой. Надеюсь, что сумеете воспользоваться им в полной мере. Ведь если вы не станцуете свой танец жизни, кто тогда это сделает за вас?»