При выборе специальности Карл Густав Юнг (Carl Gustav Jung, 1875-1961) долго раздумывал, больше склоняясь к гуманитарным наукам, но в итоге выбрал медицинский факультет Базельского университета, который с успехом и окончил. После этого некоторое время работал практикующим психиатром в главной цюрихской клинике. А с 1906 года началось его сотрудничество с Зигмундом Фрейдом, закончившееся спустя шесть лет полным разрывом.

Поначалу Юнг был верен теории классического : возглавлял Международную психоаналитическую ассоциацию, выступал с докладами в защиту фрейдизма и в своих первых работах выражал безграничное восхищение концепциями Фрейда. За что, кстати, получил прозвище «наследный принц психоанализа». Но уже в 1912 году, опубликовав работу «Метаморфозы и символы либидо», отходит от классического фрейдизма, в первую очередь от сугубо сексуальной трактовки бессознательного. Именно в тот период Юнг и предположил существование коллективного бессознательного, которое проявляется в особых образах — . «Бессознательное,— писал Юнг,— как совокупность архетипов является осадком всего, что было пережито человечеством вплоть до его самых темных начал. Но не мертвым осадком, не брошенным нагромождением бесполезных развалин, а живой системой реакций и диспозиций, которая невидимым, а потому и более действенным образом, определяет индивидуальную жизнь».

Биографы предполагают, что не одними только идейными расхождениями был вызван разлад между учеными. Есть версия, что в отношения двух психоаналитиков вмешалась женщина. Юнг был семьянином, прожил с женой Эммой Раушенбах (тоже психоаналитиком) 52 года и имел от нее пятерых детей. Однако, как и Фрейду, супружеский союз не мешал Юнгу заводить бурные романы с пациентками, самыми известными из которых были Сабина Шпильрайн и Тони Вольф (обе, кстати, потом стали практиковать психоанализ). И вот как раз из-за юной Сабины Шпильрайн знаменитые психиатры и поссорились.

Последний раз учитель и ученик лично встречались в 1913 году на Международном психоаналитическом конгрессе в Мюнхене, где Юнг обнародовал свое второе достижение (после открытия архетипов) в области психологии — теорию о делении всех на интровертивные и экстравертивные типы личности. Впоследствии на типологии Юнга была основана популярная в наши дни наука соционика.

Для людей искусства разных поколений Карл Густав Юнг стал одновременно и заступником (оправдывая любое их безумство и всякий творческий порыв теорией архетипов) и кумиром. Герман Гессе, например, буквально боготворил Юнга, вдохновляясь его идеями; это явно прослеживается и в «Степном волке», и в «Сиддхартхе», и в «Игре в бисер». Джеймс Джойс писал свой роман Finnegans Wake («Поминки по Финнегану»), так же как и Гессе, находясь под впечатлением теории архетипов. Американский художник-эспрессионист Джексон Поллок признавался, что работы Юнга произвели на него громадное впечатление. И наконец, легендарные The Beatles выбрали Юнга в качестве одного из персонажей к фотоколлажу на обложке знаменитого Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band. Это ли не означает в полной мере попасть в историю?

В 1944 году после перенесенной клинической смерти Юнг писал: «Я заново создал этот мир. И этот мир переполняет меня, как и прежний: я чувствую растения и животных, и облака, и день, и ночь, и саму вечность, заключенную во мне, как и во всяком другом человеке». После этого Юнг прожил еще 17 лет, написал и опубликовал массу интереснейших работ, которые, по оценкам специалистов, повлияли не только на мировую психологию, но и на развитие таких наук, как культурология, антропология, педагогика, религиоведение.