Эрих Фромм (Erich Fromm, 1900–1980) — немецкий психоаналитик, крупнейший мыслитель ХХ века, значительно повлиявший на общественные настроения своего времени, один из основателей . В юности, готовясь (по стопам отца и дяди) стать раввином и ревностно изучая Тору, Фромм написал в своем дневнике: «История человечества начинается с акта непослушания, что в то же время стало началом его освобождения и интеллектуального развития». В начале 60-х, не разбирая подтекстов, этот тезис в качестве девиза подхватили американские битники и хиппи, обеспечив теориям Фромма дополнительную популярность и самый широкий круг почитателей.

Эрих Фромм родился в довольно бедной семье ортодоксальных иудеев, где ему прочили религиозную карьеру. Однако в жизни Фромма случилось нечто навсегда отбившее у него охоту стать священнослужителем. «Грехопадение» произошло на одной из узких улочек родного Франкфурта-на-Майне, по которой шел однажды юный Эрих Фромм, измученный приступом голода. Вдруг он почувствовал доносившийся из мясной лавки соблазнительный аромат, кинулся в дверь, буквально выхватил из рук продавца кусок горячей свиной колбасы и тут же проглотил его, мысленно приготовившись к каре небесной. Каково же было его удивление, когда мир от проглоченной свинины не рухнул. Идеи иудаизма померкли в глазах Фромма. Он решил отойти на время от религии и посвятить себя философии, которой все время живо интересовался.

Сначала он поступил во Франкфуртский, а потом в Гейдельбергский университет, где получил докторскую степень. И здесь в его жизни произошла важная встреча: будучи совсем молодым человеком, он познакомился с психоаналитиком Фридой Райхманн. Фромм влюбился и, чтобы видеться с предметом своей страсти почаще, стал ее пациентом. Вскоре они поженились, и Фромм углубился в изучение тонкостей новой для него науки — . Брак продержался всего четыре года, а вот интерес к психологии у Фромма остался на всю жизнь. Через некоторое время после разрыва с женой и наставницей Фромм уже сформировал собственную психотерапевтическую практику. Однако он очень быстро отошел от классической трактовки психоанализа. В пику   Фромм провозгласил, что человек — это прежде всего продукт культуры. Такой точки зрения он придерживался всю жизнь, тщательно раскрывал ее и исследовал в своих многочисленных публикациях.

В дальнейшем Эрих Фромм тесно сотрудничал с мыслителями Франкфуртской школы (занимавшимися философскими и социальными исследованиями), а кроме того, увлекся марксизмом, одновременно уделяя большое внимание изучению восточной философии, в особенности буддизма.

В начале 30-х годов, гонимый нацистами, Фромм перебрался в Америку, а в конце 40-х — в Мексику. Активно преподавал, писал книги и статьи, которые уже при его жизни переиздавались миллионными тиражами, вел психотерапевтическую практику, популяризировал дзэн-буддизм. Одна из самых известных работ этого периода — книга «Человек для себя» (Man for Himself), в которой Фромм рассмотрел проблемы мировой этики с точки зрения самореализации каждого отдельного человека. В это же время Фромм вел активную политическую деятельность, а именно: вступил в Социалистическую партию США и даже написал свой вариант американской государственной реформы. В 1962 году в качестве наблюдателя на конференции по разоружению Фромм посетил Москву.

Последние 11 лет жизни Фромм провел в Швейцарии. Почти до самого конца он сохранял удивительно ясный ум: одна из его знаменитых книг «Иметь или быть?» была написана Фроммом на восьмом десятке. В ней, как и во всех остальных работах, Эрих Фромм пропагандировал идею самоактуализации: «Самая главная задача человека,— любил повторять Фромм,— дать жизнь самому себе».