«Диета Черного лебедя», «Как вылепить себе тело Натали Портман в "Черном лебеде"» … Невероятно, как быстро подобные заголовки замелькали в глянце после выхода хоррора Даррена Аронофски про нежную красавицу-балерину, которую терзает навязчивая идея совершенства.

Героиня Портман балерина Нина страдает анорексией, завтракает одними грейпфрутами и панически боится сладкого. Сутки напролет работает. Она так мечтает идеально танцевать главную партию в «Лебедином озере», что начинает галлюцинировать: будто бы у нее прорезаются черные крылья, а пальцы на ногах срастаются в перепончатые лебединые лапы.

Для этой роли актриса при росте 160 см похудела с 52 кг до 43 кг. Ей пришлось урезать порции до микроскопических размеров и весь год съемок с утра до вечера вкалывать у балетного станка. «Черный лебедь» дался ей дорого. Натали, по ее словам, чуть не лишилась рассудка от физического и морального истощения, и никому не советует повторять ее опасный актерский эксперимент.

Поздно. Портман в балетной пачке выглядит завораживающе, и устоять перед ее образом почти невозможно. Немедленно хочется иметь такие же стройные ноги и лебединую шею: по статистике, для 70% девочек-подростков экранные красавицы — идеал, ради которого стоит идти на любые жертвы.

Вообще-то ни Нине, ни самой Портман не позавидуешь. «В реальной жизни мы были отвратительны, кожа да кости, — вспоминает актриса Мила Кунис, которой тоже пришлось морить себя голодом и худеть до 43 кг, чтобы сыграть соперницу Портман. — Зато на экране и на фотографиях смотрелись воздушными красавицами».

Грань между здоровым и нездоровым перфекционизмом так тонка, что даже многие взрослые зрители ее не увидели. Цитата солистки балета Инны Гринкевич напугала меня больше, чем все спецэффекты Аронофски. «Этот фильм достоин "Оскара" — в нем воспевается профессионализм и самоотдача, — сказала она в интервью журналу Starhit. — Лучше один раз блеснуть, чем всю жизнь — в кордебалете. 14-летней дочке Аните, которая учится в балетном училище, я так и говорю: или ты уйдешь вообще, или будешь первой — станешь танцевать заглавные партии на лучших сценах мира». Слушайте, но это же готовая будущая Нина и ее мама!

Психологи считают, что в патологическом перфекционизме детей зачастую виноваты именно их родители. «Это коварное психологическое явление, потому что оно перемешано с самыми уважаемыми в обществе установками, — объясняет психодрама-терапевт Ольга Прохорова. — "Моя дочка во всем должна быть первой", "Четверка — это не отметка" — многие из нас слышали подобное от своих родителей. И чаще всего за идеей победить и выделиться стоит желание понравиться, получить одобрение родителей. Особенно если они склонны с детства требовать много от ребенка и внушают ему идею условной любви. Пятерки, аплодисменты и похвальные грамоты становятся подтверждением, что ты чего-то стоишь».

Судьба человека, которому не удалось вырваться из ловушки перфекционизма, как показывает пример Нины из «Черного лебедя», печальна. «Желание стать лучше всех заставляет конкурировать со всеми подряд, — продолжает Ольга Прохорова. — Нет никого, с кем бы ты общался на равных, есть либо те, кого ты обскакал, либо те, кто еще тебя опережает. Так что часть людей вызывает снисхождение, а часть — зависть».

Еще одна опасность в стремлении к идеалу — он стирает различия между людьми. «Ценным становится не то, каким я являюсь, а то, каким я должен быть, — говорит психолог Светлана Прокопюк. — Точка опоры для перфекциониста — оценка окружающих, а не собственная».

На самом деле при кажущейся схожести истории Портман и ее героини абсолютно разные. Сама Портман считает, что установка «либо первый, либо никто» калечит душу и карьере совсем не способствует. Испытание перфекционизмом в работе над «Черным лебедем» она прошла как раз потому, что исключила для себя конкуренцию.

«Когда я была моложе, я все время чувствовала, что меня могут заменить, — сказала она в интервью "Русскому репортеру". — А сейчас я понимаю, что могу делать вещи, которые не сможет сделать ни одна из моих коллег, и, наоборот, не могу делать то, что умеют они… Ради совершенства многие готовы на все, включая саморазрушение. Но совершенство — это всего лишь миг, совершенным можно быть лишь несколько секунд… Поэтому — нет! Я считаю, что мы не обязаны страдать, чтобы творить».

Как только съемки закончились, Натали вернулась к нормальному питанию и прекратила тренировки: «В первый день после съемок я набросилась на макароны и никак не могла остановиться. Думала, только бы не заставили что-то переснимать, — я же не влезу в костюмы!»

Выходит, для душевного здоровья важно точно знать, что тобой руководит — патологическое стремление к успеху или желание сделать что-то действительно хорошо. Именно поэтому, в отличие от своей героини Нины, Портман не сошла с ума и не убила себя, а получила «Оскара» и радостно принялась за макароны.

Полезные ссылки:

Что едят балерины Большого театра? Фузилли, песто и лапша с тофу